Жукова Анастасия
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [Ч]» в группе среднего возраста
Программное содержание:
- Познакомить со звуком Ч;
- Уточнить произношение звука Ч в изолированном виде, в словах;
- Закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
- Развивать фонематическое восприятие.
Материалы: конверт с разрезной картинкой "чашка", картинки: лошадка, часики, лопатка, пень, замок, стакан, кувшин, палец, язык, бок, бак, ваза, коза, вода, собака, коса, кофта, сани, кисть, ключ, мяч.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Звуковая культура речи: звук [Ч]“ в группе среднего возраста» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
1. Вводная часть: Организационный момент. (Работа у стола)
- Ребята, я сегодня получила письмо. Там должна быть подсказка, о чем мы будем сегодня разговаривать. Но вот беда, ее кто-то порезал. Давайте соберем эту картинку?
- Что у нас получилось? (ответы). Правильно, чашка.
- На какой звук начинается слово чашка? (ответы).
- Правильно! Сегодня мы с вами будем играть со звуком Ч. Но перед этим нам нужно размять наш язычок.
Артикуляционная гимнастика:
1) Упражнение «Лошадка».
Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
2) Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
3) Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
2. Основная часть:
- Ребята, давайте попробуем произнести звук [Ч]. При произношении звука [Ч] губы слегка вытянуты вперед трубочкой; зубы сжаты или чуть-чуть приоткрыты. Наш звук играет с ветерком.
- Преподнесите ладошку к ротику и ещё раз красиво произнесём звук [Ч]. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?
Игра "Поймай звук"
- Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук Ч : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С
– Теперь я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ
– А теперь я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса.
- Молодцы, хорошо справились!
- Давайте мы с вами немножко разомнемся.
Физминутка " Мы ногами топ-топ"
Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!
Игра "Назови ласково"
- Ребята, посмотрите на картинки и назовите мне предметы, изображенные на них ласково, чтоб в названии слышался звук [Ч]:
Пень – пенёчек,замок,стакан –кувшин –палец –язык –бок –бак –ваза –коза –вода –собака –коса –кофта –сани –кисть –ключ –мяч.
- А теперь я предлагаю поиграть в игру «Кто самый внимательный?». Запомните и назовите слова со звуком [ч], которые встретятся в рассказе.
На даче.
Летом Петя и Катя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Петя ловил удочкой рыбу, а Катя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Петя читал Кате сказку «Курочка Ряба».
Вопросы: Где жили летом дети? Как их звали? Что они делали утром? Куда они бежали? Чем Петя ловил рыбу? Что делала Катя? Что читал Петя вечером сестре Кате?
- Молодцы!
3. Заключительная часть:
- Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами играли?
- Назовите слова, которые начинаются на звук [Ч]. (часы, чашка, чеснок)