Наталья Туйгунова
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Мебель — старинная и современная». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- продолжить развивать интерес к быту русской деревни. Закрепить знания детей о современной мебели;
- познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком;
- совершенствовать грамматический строй речи, закреплять правильное употребление предлога «на»;
- развивать мыслительную активность;
- учить детей разрешать противоречия, находить выход из проблемной ситуации, используя собственный опыт;
- развивать фантазию и творчество детей;
- совершенствовать ручные умения и навыки;
Публикация «Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим „Мебель — старинная и современная“, Старшая группа» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать учить детей делать поделки из бросового материала;
- воспитывать интерес к русскому быту, русскому языку и малым поэтическим формам.
Словарная работа.
Активный словарь: диван, шкаф, кресло, стол, стул, тумбочка, кровать, замок, ручки, крышка, стенки, дно, одежда, железный, деревянный, лукошко.
Пассивный словарь: сундук, мастерить, умелец, прочный.
Оборудование: заготовки для продуктивной деятельности (коробки, катушки, бутылки и т. д, клей, кисточки, подставки, тряпочки, пластилин.
Предварительная работа: Проведение познавательных бесед по темам «Мебель», «Одежда». Конструирование из бросового материала. Отгадывание загадок. Проведение игры «Хорошо – плохо». Просмотр слайдов о музеях мебели : старинных и современных.
Методические приёмы. Беседа. Рассматривание. Игра «Хорошо – плохо». Вопросы. Использование ТСО. Игровое упражнение. Практическая деятельность детей. Художественное слово.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент.
Дети приходят в «деревенскую избу» и встречают хозяйку (воспитатель одетый в русский наряд – сарафан, фартук, платок)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу в мой дом. Присаживайтесь, посидим рядком да поговорим ладком. (дети садятся на скамейки)
Заметили, что у меня мебель особенная не как у вас в городах и селах. Я в городе никогда не была, а мне интересно узнать, какая у вас мебель? (дети называют предметы мебели) Вот сколько мебели у вас в доме. Я и названий таких не слышала никогда.
2 часть. Рассматривание сундука.
Хозяйка: А вы садитесь потеснее, слушать будет веселее. Скажите, ребята, где же вы у себя дома храните вещи?
Дети: В шкафу.
Показ слайда.
Хозяйка: Как вы думаете, где я храню свои вещи (дети дают варианты ответов) Для вещей у меня есть сундук. Скажем вместе: сундук (хоровой и индивидуальный повторы детей)
Хозяйка: Из чего сделан сундук?
Дети: Из дерева.
Хозяйка: Значит, сундук какой?
Дети: Сундук деревянный.
Хозяйка: Что есть у сундука?
Дети: Крышка, стенки, ручки, дно, замок.
Хозяйка: Из чего сделаны замок и ручки?
Дети: Из железа.
Хозяйка: Значит они какие?
Дети: Замок и ручки железные.
Хозяйка: Почему замок и ручки делают из железа?
Дети: Чтобы они не сломались.
Хозяйка: Д, замок и ручки у сундука не сломаются, потому что они из железа, прочные. (хоровой и индивидуальный повторы детей)
Хозяйка: Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. (дети пытаются сдвинуть сундук с места. Затем предлагается переместить сундук за ручки, и дети выясняют, что так его легче сдвинуть.)
Хозяйка: Для чего же у сундука ручки?
Дети: Чтобы легче было поднимать сундук.
Хозяйка: Правильно, мы с дедом за ручки легко и удобно поднимаем и переставляем сундук.
Хозяйка: А для чего на сундуке замок?
Дети: Чтобы запирать его.
Хозяйка: Да, я запираю сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо, что есть замок на сундуке, а иногда и плохо. А почему?
Дети: Можно потерять ключ – и тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться и т. д.
Хозяйка: Что нужно сделать, чтобы этого не случилось (варианты ответов детей) Ребята, крышка у сундука – это хорошо или плохо? Почему?
Дети: Вещи не будут пылиться. Не будет видно вещей и т. д.
А плохо, потому что можно прихлопнуть палец и т. д.
Хозяйка: Что нужно сделать, чтобы этого не случилось (дети дают варианты ответов) Хорошо, что сундук такой большой? Почему?
Дети: В него много вещей можно положить.
Хозяйка: Но это и плохо, потому что он большой? Почему?
Дети: Его трудно сдвинуть с места. Много места в доме занимает.
Хозяйка: Что сделать, чтобы он не мешал (дети дают варианты ответов)
3 часть. Динамическая пауза «Кто где?»
Хозяйка: Посмотрите, ребята, на что можно сесть в моей избе?
Дети: На лавки, на табуреты, на печь, на пол и т. д.
Игра. По сигналу Хозяйки дети разбегаются и садятся. Затем Хозяйка спрашивает, кто на чём сидит. Дети отвечают, используя предлог «на». В ходе игры Хозяйка обращает внимание детей, что на сундук тоже можно садиться.
4 часть. Практическая деятельность.
Показ слайдов о различных видах мебели по ТВ.
Хозяйка: Сейчас я вам покажу, что в лукошке для вас принесла. Набралось у меня тут всякой всячины. (показывает содержимое) Раз мы сегодня с вами речь вели о мебели, то попробуем смастерить её из того, что лежит у меня в лукошке.
Дети мастерят предметы мебели. Звучит фонограмма любой русской народной мелодии. По ходу работы Хозяюшка использует пословицы: «Была бы охота – заладится работа», «Всякому молодцу ремесло к лицу», даёт советы, указания, оказывает помощь.
5 часть. Заключительная.
По окончании работы Хозяюшка вместе с детьми рассматривает поделки. Выясняет кто из детей, что сделал и для чего. Поощряет их за старание.
Хозяйка: Молодцы, ребята! Вы не только много про мебель знаете, но и сами умеете её мастерить. Всё может в хозяйстве пригодиться, если подключить смекалку, старание да умение. Да и я от вас узнала, какая мебель у вас дома есть. А сундук вам мой понравился? Вот ведь какое чудо!
Хозяйка прощается с детьми и дарит им подарки.