Плотникова Ирина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: старшая группа (5-6 лет)
Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Загадка: Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
1. Беседа о соли
Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы
. Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья
человека)
. Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)
. Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных, растений)
- А теперь послушайте, я вам расскажу немного о соли
Соль- это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам.
Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.
- Как вы думаете ребята
. Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
- Наша планета очень богата солёными место рождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
- Давайте вспомним и скажем
- Откуда берется саль? (соль- люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы, вспоминаем просмотренное видео о добыче соли)
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посалить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жаренную картошку
6. Чтобы посалить салат
7. Чтобы засолить грибы
Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, а для начала я предлагаю вам на некоторое время превратиться в ВОЛШЕБНИКОВ.
- Давайте произнесем волшебные слова :
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!
(Переходим к столу, оборудованному для экспериментов)
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
-Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности
При работе с солью надо соблюдать :
1, не трогать руками глаза,
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- с начало посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)
- А теперь продолжим изучать свойства соли.
- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,
.Что произошло с солью? (Соль растворилась)
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде)
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно. Так как ее плотность будет уменьшаться.
Воспитатель: Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (разные ответы детей). Хорошо давайте проверим.
Опыт № 3: «Раскрашивание соли».
(У каждого ребенка разный цвет краски)
Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.
Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью
. Что с ней произошло? (она закрасилась)
Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски. После того как она подсохнет можно с ней работать, создавая различные поделки.
Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью
- Но это еще не всё
- Как я уже говорила, что с солью можно еще и рисовать
- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли нарисовать рисунок
- присаживайтесь поудобнее
- Ребята послушайте меня внимательно, сейчас мы нарисуем рисунок который будет называться «НАША ПЛАНЕТА»
Объяснение:
В середине картона нарисуйте большой круг, простым карандашом
На круг нанесите кисточкой клей
Посыпать солью круг с нанесенным на него клеем
Стряхните лишнюю соль
Раскрасьте соль, прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски
Дождаться полного высыхания
- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
(Самостоятельная работа детей. Под музыку)
- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают
Физкультминутка
Мы сидели, мы устали
Дружно все мы рисовали
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора
Встали дружно, потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись
И друг другу улыбнулись!
- Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.
- Посмотрите и скажите
. каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)
- Ребята, можно ли сказать про соль :
. Что она- волшебная? (ДА)
- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная
- ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
- Давайте произнесем волшебные слова :
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ребяток превратись!
Итог занятия :
. Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).
.Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)
- А в кого превращались (Мы превращались в волшебников)
- Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.