Рамазанова Ирина
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Ребёнок дошкольного возраста по своей природе исследователь, который настроен на познание окружающего мира (наблюдает, изучает, познает, экспериментирует с разными предметами, делает выводы). Экспериментирование для дошкольника — главный источник приобретения знаний.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.
Детское экспериментирование определенным образом воздействует на процесс познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и предполагает осуществление действий для проверки каких-то гипотез или предположений. Дошкольники в ходе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников учатся экспериментированию, самостоятельно анализируют полученные в процессе опыта результаты, учатся подробно рассказывать об увиденном в ходе эксперимента формулируют выводы. В процессе детского эксперимента идет планомерное развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Детское экспериментирование как метод развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников выполняет следующее :
1. У детей формируются первичные представления о разных объектах
2. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
3. У детей формируются умственные или интеллектуальные умения.
4. Осуществляется процесс становления самостоятельных навыков в процессе экспериментирования у детей.
Список литературы:
1. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 939-942.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898) [Электронный ресурс]
3. Яровенко Е. А. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс]