Дубикова Анна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Волшебная соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебная соль“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок, пословиц и поговорок.
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
Ход экспериментирования:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки,
Говорит, мне чудо гостья: «Сегодня всем вам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете,
И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом
Сейчас узнаете о нем».
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Воспитатель: -Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится соль в разных видах : поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная : мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? (ответы детей)
Воспитатель: -Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю вам на некоторое время превратиться в волшебников. Давайте произнесем волшебные слова :
Хлоп-хлоп
Топ-топ, повернись,
И в волшебной лаборатории очутись!
Воспитатель: - Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты. Здесь находится очень много различного оборудования. Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать. И давайте вспомним правила безопасности.
При работе с солью надо соблюдать :
1- не трогать руками глаза,
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- сначала посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
Воспитатель: -Ну, что мои юные волшебники готовы к исследованиям, тогда приступим.
Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».
Воспитатель:- Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим
-Что вы можете сказать о её внешнем виде? (ответы детей)
- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
Воспитатель: - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
-Что вы видите? (ответы детей)
- Какой вывод делаем? (ответы детей)
Вывод: соль белая, сыпучая; соль состоит из маленьких кристаллов
Опыт № 2 : «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: - Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
- У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,
-Что произошло с солью? (ответы детей)
- Значит, какой можно сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: соль растворяется в воде
Опыт № 3 : «Раскрашивание соли».
-Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (ответы детей)
- Хорошо давайте проверим
- У вас на столах у всех находится разноцветная краска.
Возьмем пипетку, наберем краску и соединим с солью
-Что с ней произошло? (ответы детей)
- Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
Вывод: соль закрасилась
Опыт № 4. «Тонет – не тонет?».
Воспитатель:- У меня есть яйцо, давайте проверим, утонет ли оно в воде.
-Берём стакан с водой и опускаем в него яйцо с помощью ложки;
-Что произошло с яйцом? (ответы детей)
-А сейчас добавим в стакан 4 ложки соли, размешать до полного растворения; опустим яйцо в этот стакан.
-Что произошло с яйцом? Почему (ответы детей)
Вывод: В пресной воде яйцо тонет, т. к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т. к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.
Воспитатель: -Давайте немного отдохнём.
Физминутка. «Дружно встали на разминку»
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Опыт № 5. «Вкусовые рецепторы».
Воспитатель: - Отдохнули. Тогда продолжим. У меня в тарелочках нарезаны огурцы: в одной они не салённые, в другой солённые, в третьей очень солённые. Попробуйте. сделайте выводы.
Вывод: Соль придаёт вкус еде. Соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма, поэтому употреблять её нужно в умеренных порциях.
Опыт № 6. «Чем пахнет соль».
-Как вы думаете пахнет ли соль? (ответы детей)
- Хорошо давайте проверим.
- Понюхайте чеснок, а потом соль.
-Что почувствовали?
Вывод: соль не имеет запаха
Опыт №7. «Выпаривания кристаллов».
Воспитатель: -Продолжаем эксперимент. Для эксперимента нам понадобится стакан с небольшим количеством воды, веточка, соль.
-Добавляем в воду большое количество соли, опускаем в стакан с водой веточку, поставить готовый продукт на тёплую батарею. В течение каждого дня (5 дней) наблюдать и следить за изменениями
Вывод: Солёная вода испаряется под воздействием тепла и на поверхности остаётся только соль. Это один из методов добывания морской соли.
Воспитатель: Молодцы, нам пора возвращаться
- Давайте произнесем волшебные слова :
Хлоп-хлоп
Топ-топ, повернись,
И в ребяток превратись! =
Воспитатель: - Ребята давайте вспомним, что мы делали сегодня?
- А в кого превращались?
-Что вам понравилось?
Что нового вы узнали?
-Вы сегодня были молодцы. Мы с вами продолжим выращивать кристаллы и попробуем рисовать солью. Всем спасибо.