Ольга Анатольевна Клекова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе детей 6–7 лет «Волшебница соль!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебница соль»
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Воспитатель: Клекова О. А.
г. Моршанск 2018г
ЦЕЛЬ: Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе детей 6–7 лет „Волшебница соль!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Продолжать знакомить детей со свойствами соли; способствовать накоплению знаний у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли, ее значении в природе и в жизни человека; продолжать учить использовать соль как средство для творчества.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, познавательный интерес к экспериментальной деятельности, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования; совершенствовать речь детей, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по данной теме, формировать умение отвечать на поставленные вопросы; продолжать развивать мелкую моторику рук.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности; воспитывать чувство коллективизма.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
ПРАКТИЧЕСКИЕ: опыты с солью, изобразительная деятельность, физминутка.
НАГЛЯДНЫЕ: видео, наблюдения
СЛОВЕСНЫЕ: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГА: Ноутбук, проектор, экран, видео мультфильма «Соляные пещеры», 2 емкости (1 с солью, 1 с сахаром, сырые яйца по количеству детей, песочный дворик.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Эксперимент, опыт, лаборатория, сыпучая, рассыпчатая, мертвое море
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ : на каждого ребенка емкости под соль и воду, емкости для размораживания рыбок, пипетки, кисточки, клей ПВА, салфетки флажные, салфетки бумажные, контуры деревьев, халаты для проведения опытов.
ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
*Рассматривание иллюстраций и презентаций «Как добывали соль раньше»;
*Просмотр видеофильма «Где как добывают соль»;
*Беседы о применении соли в медицине, кулинарии, косметологии;
*Заучивание пословиц и поговорок о соли*
*Рассказывание р. н. с. «Соль»;
*Работа в творческой мастерской «Рисуем солью»
*Наблюдение «Как мама использует соль?»
Ход ООД:
Воспитатель: Дети, сегодня на занятие к нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями)
Воспитатель:
Ну-ка дети встаньте в круг,
Всем хватило места.
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!
(На экране повар детского сада, у него в руках две одинаковые емкости 1 банка с солью, 1 банка с сахаром)
ПОВАР: Ребята, добрый день! Отгадайте мою загадку. (Загадывает загадку)
Без нее, ребята,повар, просто, как без рук
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет - испытаешь боль!
Вы конечно догадались. Ну конечно, это….(СОЛЬ)
ПОВАР: Правильно ребята! Это соль. Но я перепутала баночки с солью и теперь я не знаю- в какой банке соль. Что же мне делать?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете, как же мы сможем помочь повару? (Ответы детей : 1. Надо помочь выбрать нужную баночку; 2. Надо найти баночку с солью. 3. нам надо обязательно найти баночку с солью, а то сегодня у нас не будет вкусный обед).
Воспитатель: Ребята, я думаю, чтобы помочь повару нам надо попасть снова в нашу лабораторию.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот и дверь в лабораторию, но она закрыта. Ребята, дверь откроется только тогда, когда вы вспомните и расскажете правила поведения и правила безопасности в лаборатории. ( По очереди дети называют правила:)
1. Все за собой убери, будь аккуратен и не сори.
2. Не пробуй на вкус ничего никогда, иначе тебя ожидает беда!
3. Никогда, никому не мешай, соседа всегда своего уважай!
4. Каждую вещь клади на место.
5. Делать все нужно дружно.
6. Ничего нельзя брать без разрешения взрослого! (Слышится скрип двери и на экране лаборатория)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы с вами и в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты. Здесь очень много различного оборудования, а вот и баночки, которые перепутала наш повар.
(предлагаю детям переодеться, надеваем халаты)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте с вами погорим о соли. Соль –незаменимый продукт питания. Давайте вспомним:
1. Какая бывает соль? (Ответы детей : каменная, поваренная, морская)
2. Кому нужна соль? (людям и животным)
А как вы думаете ребята: соль полезна или вредна (Ответы детей : соль полезный продукт, но употреблять соли много нельзя, это вредно)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить игру «Для чего нужна соль :….» (Дети стоят в кругу и по кругу передавая мешочек с солью продолжают за воспитателем)
1. Соль нужна для консервирования овощей
2. Соль используется в медицине
3. Соль нужна чтобы солить суп
4. Соль нужна чтобы посолить салат и грибы
5. Соль нужна чтобы посыпать дорожки в гололед.
6. Соль нужна животным.
Воспитатель: Ребята а я знаю как помочь нашему повару найти соль. Я знаю один опыт (способ), как определить где находится соль и хочу поделиться им с вами. А поможет нам обычное сырое яйцо. Я открою вам секрет, если яйцо не потонет, значит это вода соленая. (Дети подходят к столам для проведения опыта. На столах : по 2 баночки (соль и сахар, по 2сырых яйца, по 2баночки с водой, карточки с изображением 3-4х геометрических фигур, ложки, салфетки)
Воспитатель: Опыт наш называется «Плавающее яйцо»
И так, у нас на столе 2 стакана с водой. В один стакан положите столько ложек соли, сколько нарисовано на карточке геометрических фигур, а во второй стакан положите столько же сахара и размешайте. А теперь опустите в оба стакана по одному яйцу, и посмотрите, что произойдет?
Почему яйцо не утонуло? (Ответы детей : Потому что соль сделала воду тяжелой и она выталкивает яйцо на верх; 2. соленая вода тяжелая, она помогает держаться предметам на поверхности)). Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.
ВЫВОД: Соленая вода помогает держаться предметам на поверхности. Это свойство соли называется Эффект мертвого моря. (На экране слайд мертвого моря)
Мертвым море называется потому, что в нем нет жизни, нет рыб и растений).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Значит, в какой же баночки находится соль? (Отыскивают нужные баночки, пересыпают в одну емкость, относят на кухню)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить игру «Для чего нужна соль :….» (Дети стоят в кругу и по кругу передавая мешочек с солью продолжают за воспитателем)
1. Соль нужна для консервирования овощей
2. Соль используется в медицине
3. Соль нужна чтобы солить суп
4. Соль нужна чтобы посолить салат и грибы
5. Соль нужна чтобы посыпать дорожки в гололед.
6. Соль нужна животным.
(Предлагается просмотр мультфильма «Соляные пещеры» сидя на ковре)
Воспитатель: Мы нашли баночку с солью, а сами будем продолжать исследования.
Воспитатель: Ребята, Соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как соль помогает дворникам в гололед мы узнаем из следующего опыта. Я вам предлагаю игру «Разморозьте рыбок» (на столах в емкостях замороженные в воде морские животные, рыбки)
Воспитатель: Посыпьте солью замороженных обитателей воды, послушайте что происходит? (ответы детей : соль начинает трещать, потому что расплавляет лед)
Воспитатель: Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали: насыпали или налили? (насыпали) Значит соль какая? (сыпучая, рассыпчатая)
Воспитатель: А теперь ребята, возьмите пипетки, наберите воды и капните на соль. Что произошло? (Соль впитала воду).
А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впиталась? ( Дети: потому что соли много, а воды мало).
Воспитатель: Верно, ребята, я с вами согласна. Когда мы с вами растворяли соль в стаканах, у нас было много воды, соль растворилась, а на тарелочке у нас наоборот- соли много, а воды мы капнули мало, поэтому вода впиталась и соль не растворилась.
Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие исследователи. Давайте теперь повторим, что мы узнали о соли и сделаем вывод:
1. Соль сыпучая;
2. Соль рассыпчатая;
3. Соль не имеет запаха;
4. Соль соленая;
5. Соль впитывает воду;
6. Соль растворяется в воде и делает воду соленой.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, соль настоящая волшебница. У соли есть одно волшебное свойство, солью можно рисовать. (Дети проходят к столам для рисования)
Перед началом рисования пальчиковая игра «Дружба»
Объясняю методику рисования: Намазываем клеем изображения деревьев, аккуратно засыпаем контур рисунка солью. Постепенно дети заканчивают рисовать, на подносы стряхивают лишнюю соль и вывешивают работы на доску.
Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту и говорит:
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа- березка в шубе стоит,
Слева елка на нас глядит.
Воспитатель: Молодцы! Получился волшебный пейзаж, а помогла нас создать эту красоту обычная соль. Как можно назвать соль за такое ее свойство: ВОЛШЕБНИЦА СОЛЬ!
Ребята, а нам пора возвращаться из лаборатории в группу, но давайте посмотрим, как обстоят дела у нашего повара. (На экране повар, она благодарит детей за помощь и приглашает на обед, показывает баночку с наклейкой «Соль)
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие в лаборатории. Снимайте халатики, помогайте друг другу.
Релаксация
Воспитатель: А у меня для вас еще один сюрприз (дети становятся вокруг интерактивного стола, где нарисован круг)
Как только вы ответите на вопрос, нарисуйте пальчиком лучик.
1. Вам понравилось работать в лаборатории? (Очень понравилось, потому что узнали много нового)
2. Что мы делали в лаборатории? (проводили опыты с солью)
3. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (опыты и рисовать солью)
4. А что было самым интересным? (Опыты с размораживанием рыбок и яйцом были самыми интересными
5. Что для вас было самым трудным? (проговорить слово ЛАБОРАТОРИЯ,)
Воспитатель: Что у нас получилось? (Солнышко)
Сегодня мы с вами получили столько знаний, сколько лучей у этого солнышка.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, благодаря исследовательской деятельности мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. За вашу смекалку, старания и стремление к исследованиям я хочу вам вручить медали (Юному исследователю)
Прощаемся с гостями и уходим.