Кинжалова Оксана
Комплексное занятие для детей подготовительной группы «Сказочная птица»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие для детей подготовительной группы
"Сказочная птица"
Цель:Развивать творческие и познавательные способности детей в различных видах художественной деятельности: умение составить рассказ на заданную тему, выразительно исполнять в танце – импровизации знакомые движения, придумывать свои: умение отражать в аппликации впечатления от эмоционально – образного содержания музыки, слова, живописи.
Закрепить знания детей о народных промыслах, сказках, композиторах – классиках, писавших музыку на сказочные сюжеты; о музыкальных инструментах.
Расширить словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.
Материалы и оборудование.
Выставка: предметы народно – прикладного искусства – гжель, дымка, городец, хохлома.
Художественное слово: «Лебедь в зоопарке» Н. Заболоцкого, «Ясно утро» Н. Никитина, «За морем царевна есть…» А. Пушкина.
Музыка: пьеса К. Сен-Санса «Лебедь».
Изоискусство: иллюстрации художников И. Билибина, И. Егоровой, С. Ковалева, М. Врубеля, «аудио записи».
Ход занятия:
– Воспитатель: Ребята, вы знаете много сказок. В них рассказывается о могуществе и вечной силе добра. О добрых волшебниках и злых колдунах. Это и зловещий «Кощей – Бессмертный» с его мрачным царством кикимор и чудовищ – это и благородный «Иван – Царевич», спасающий пленную царевну и многие другие хорошо вам известные сказочные персонажи.
– Но сегодня мы поговорим только об одном из них, о необыкновенной волшебной сказочной птице. Образ сказочной птицы часто используется писателями, поэтами, композиторами, художниками и народными мастерами.
– Сегодня вас ждет много сюрпризов, один из них, выставка народных игрушек и предметов народно – прикладного искусства.
– Я вас приглашаю всех на выставку.
– Ребята, игрушки каких мастеров вы здесь видите?
– Дети: Дымковские, гжельские, хохломские, городецкие.
– Воспитатель: Чей образ передают мастера?
– Дети: Образ птицы.
– Воспитатель: Какой птицы?
– Дети: Сказочной птицы.
– Воспитатель: А почему этих птиц можно назвать сказочными?
– Дети: Потому что они необычной окраски.
– Воспитатель: Как расписаны птицы?
– Дети: Точками, кружочками, дугами, полосками, клетками.
– Воспитатель: Ребята! Образ сказочной птицы встречается во многих сказках. Какие это сказки назовите.
– Дети: Это сказки: «Иван – царевич и серый волк», «Сказка о царе Салтане», «Конек – Горбунок», «Василиса – царевна и Жар птица».
– Воспитатель: А сейчас ребята пройдите и сядьте на стульчики я вам что-то покажу.
– Садитесь поудобнее.
– Посмотрите какие красивые иллюстрации художников я вам принесла.
– Вот эта иллюстрация художника Ивана Билибина к сказке. Как вы думаете к какой сказке?
– Дети: «Иван – царевич и серый волк».
– Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим птицу. Какая она?
– Дети: Это «Жар – птица», у нее длинный хвост, маленькое туловище, длинная шея.
– Воспитатель: Какие цвета использовал художник?
– Дети: Белые, коричневые.
– Воспитатель: Почему?
– Дети: Потому что была ночь.
– Воспитатель: Правильно. Молодцы!
– Воспитатель: Следующая иллюстрация художницы Ирины Егоровой к сказке? Как вы думаете к какой сказке?
– Дети: «Иван – царевич и серый волк».
– Воспитатель: Правильно.
– Дети: Это «Жар – птица». Она яркая, хвост красный, а крылья желтые. Она как солнышко светит, от нее отходят даже лучи.
– Воспитатель: Хорошо! И последняя иллюстрация художника Станислава Ковалева к сказке… Как вы думаете к какой сказке?
– Дети: «Василиса – царевна и Жар птица».
– Воспитатель: Правильно. Обратите внимание, какая здесь жар птица?
– Дети: У нее длинный – предлинный хвост желто – красного цвета, хвост похож на осенние листья, шея у птицы длинная, голова маленькая.
– Воспитатель: Ребята, «Жар – птицы» похожи друг на друга или отличаются?
– Дети: Они отличаются. Каждый художник нарисовал птицу по-своему.
– Воспитатель: Правильно ребята, молодцы! А давайте вспомним «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Помните там злой волшебник заколдовал царевну, но даже злые чары не смогли сделать ее уродливой, а сделали красивой птицей с большими крыльями, точеной шеей, грациозной головой.
– Русский художник Михаил Врубель написал картину «Царевна Лебедь» (вывешиваю картину). Он жил давно еще в начале прошлого века, но его прекрасные полотна до сих пор радуют нас, помогают стать благороднее, добрее, чище.
– Ребята! Давайте повнимательнее рассмотрим картину. Посмотрите: как будто в самую – глубину вашей души заглядывают широко открытые чарующие глаза царевны.
_ мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные, самоцветные камни, узорчатого венца – кокошника.
– Тонкие девичьи руки придерживают полувоздушную фату, перламутровый, жемчужный цвет излучают огромные, белоснежные, но теплые крылья.
– Далеко, далеко у самого синего моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробивают сизые тучи, зажигая розовую кромку вечерней зари.
– О лебеди можно рассказывать в стихах. Послушайте, как это сделал поэт Н. Заболоцкий:
Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица, дева, дикарка – Высокая лебедь плывет. Головка ее шелковиста, И мантия снега белей, И дивные аметиста Мерцают в глазницах у ней. И светлое льется сиянье Над белым изгибом спины, И вся она как изваяние Приподнятой к небу волны.
– Ребята, а вы тоже знаете стихи? Давайте их прочитаем (дети читают стихи о лебеди) отрывки из «Сказки о царе Салтане»
– Воспитатель: Образ птицы довольно часто встречается и в поэзии, и в произведениях разных композиторов. А какое произведение мы недавно с вами слушали?
– Дети: «Лебединое озеро».
– Воспитатель: Кто написал это музыкальное произведение?
– Дети: П. И. Чайковский.
– Воспитатель: Правильно, молодцы!
– А сегодня мы с вами послушаем произведение французского композитора К. Сен-Санса «Лебедь».
– Послушайте пожалуйста (дети слушают отрывок произведения).
– Ребята, а как вы думаете музыка звучала? Одинаково или по разному?
– Дети: По разному.
– Воспитатель: А какие вы слышали музыкальные инструменты?
– Дети: Скрипка, виолончель, арфа.
– Воспитатель: А какая здесь лебедь?
– Дети: У нее большие крылья, тонкая шея, маленькая головка.
– Воспитатель: А давайте с вами пофантазируем и пусть каждый из вас придумает свою сказку о прекрасной сказочной птице (несколько детей 3 - 4 рассказывают свои сказки).
– Воспитатель: Ребята, сочиняя сказки вы пользовались словами, а теперь под музыку передайте движениями образ сказочной птицы: ее изящество, красоту, нежность, гибкость и легкость движений (дети танцуют, звучит фрагмент произведения «Лебедь» К. Сен-Санса).
– Воспитатель: Я увидела прекрасных волшебных птиц с длинной шеей, пушистым разноцветным хвостом, большими трепещущими крыльями. Таинственная, загадочная птица…
– Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить за эти столы. Посмотрите, у вас на столах сказочные птицы, которых мы с вами делали на предыдущем занятии.
– Посмотрите внимательно и скажите чего не хватает вашим птицам?
– Дети: Украшений.
– Воспитатель: Так давайте же украсим своих птиц каждый по-своему, по-разному (дети украшают бисером, бусинками, фольгой птиц, тихо звучит музыка из произведения «Лебедь» К. Сен-Санса). Когда дети закончат украшать, звучит громко музыка.
– Ребята! Ваши птицы зазвучали как эта музыка.