Регина Исламова
Занятие по обучению грамоте «Знакомство с предложением» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 6 ГО г. Нефтекамск
Конспект
ООД по обучению грамоте
в подготовительной группе № 23
на тему:
«Знакомство с предложением»
Подготовила : воспитатель
Исламова Р. С.
г. Нефтекамск, 2021 год
Цель:
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Знакомство с предложением“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.
Программные задачи :
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.
Материалы и оборудование: кукла Буратино,снежинка на нитке из бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка.
Ход ООД:
Приветствие: (стоя в кругу)
Дети с воспитателем встают в круг, берутся за руки и играют в игру - приветствие "Доброе утро!" (сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко повторяют фразу - "Доброе утро!"Повтор 2-3 раза.).
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Друзья, к нам сегодня пришел Буратино! Он на следующий год тоже идёт в школу, поэтому решил вместе с нами готовиться к школе! Примите его в нашу компанию? (ответы детей).
А еще Буратино принес нам задания, но перед тем, как мы начнем их выполнять, предлагаю напомнить Буратино о правилах поведения в школе и за партой. (Дети по - очереди с места называют правила).
Но для того, чтобы Буратино все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово не перебивая друг друга. Отвечаем поднимая руку и полным ответом.
- Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).
Дыхательная гимнастика (Снежинка)
- Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.
Работа с чистоговоркой
Ба – ба – ба- в лесу стоит изба
Бе – бе – бе – сидит кошка на трубе
Бу – бу – бу –кошка просится в избу
Би – би – би – кошка громко не кричи (по иллюстрации)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с предложение и с его графическим изображение (Тем как мы можем изобразить предложение у себя в тетрадях.)Я вижу, что все готовы, поэтому начинаем работать! Ребята, а вы знаете, из чего состоят предложения? (Из слов)Сейчас я вам назову вот такое предложение : "Буратино сидит".
- Скажите, сколько слов я сейчас произнесла? (ответы детей).
- Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей). - А теперь сами попробуйте придумать предложение из двух слов про Буратино. (Например, «Буратино гуляет», «Буратино играет».)
Работа с картинками (На доске несколько картинок для составления предложений. Дети с помощью воспитателя составляют простые предложения. (Можно спросить каждого ребенка.)
Воспитатель: Мы с вами сейчас составляли предложения. Вам все было понятно? А теперь послушайте мое предложение.
«Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.
Послушайте:
НАСТУПИТЬ ЗИМА.
СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.
КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.
ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.
- Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)
- А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)
- Давайте попробуем, составим первое предложение из слов : наступить, зима.
- Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?
- Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)
- В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)
- Сколько слов в этом предложении? (4)
- В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить
снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)
- Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями :
НАСТУПИЛА ЗИМА.
НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.
ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.
ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.
Воспитатель: - В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда можем о чем - то узнать, предложение состоит из слов.
Воспитатель: Друзья, давайте немного отдохнем! Дети встают около своих стульчиков.
Физ. минутка "Буратино" : (движения выполняются по ходу текста стихотворения).
«Буратино»
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
(Со стульчиками проходят на свои рабочие места)
Воспитатель: Предложения можно записывать схематически (с помощью карточек - схем, обозначать в нём начало и конец.? Но для этого существуют правила написания предложения : (на доске висит изображение с графической записью предложения)
1. Предложение всегда начинается с большойбуквы (показ воспитателя по схеме).Начало предложения начинается уголком. Это означает, что буква большая.
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза (показ воспитателя по схеме).
3. В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения (показ воспитателя по схеме).
- Сейчас, я изображу предложение на доске, а потом мы попробуем сделатьэто у вас в тетрадях. (Воспитатель записывает на доске «Буратино пишет», рисует схему предложения).
Воспитатель: Предложение состоит из двух слов: первое слово «Буратино», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.
- Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Буратино из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях. (Воспитатель оказывает помощь тем, кому нужно. По окончании работы дети с воспитателем обсуждают результат).
Воспитатель вешает на доску сюжетную картину, по теме «Первый снег»
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим картину и попробуем составить предложения. (Дети с помощью воспитателя составляют предложения по картине. Воспитатель обращает внимание на правильно составленные предложения. Там, где нужно, помогает исправить ошибки).
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились? Что нового узнали (Дети вместе с воспитателем обсуждают пройденный материал).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали! Буратино, а тебе понравилось с ребятами заниматься? (Ответ Буратино). Тогда до скорой встречи! Приходи к нам ещё! (Дети прощаются с Буратино).
После занятия воспитатель проводит игру "Похвалилки" (все встают в круг и каждый по очереди, передавая мяч друг другу хвалит соседа).
Занятие окончено!