Елена Москвина
Занятие по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах и фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; работать над предложениями; познакомить с буквой ч и правописанием гласных: а, у после ч; учить печатанию предложений; развивать фонематический слух, память внимание, мышление.
Задачи:
- Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в
слогах, словах, фразах.
- Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и
из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным
звуком.
- Закреплять умение определять позицию звука в слове.
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Звук [Ч] и буква „Ч“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Продолжать формировать звуко - слоговой анализ и синтез слов.
- Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
- Познакомить детей с графическим образом буквы Ч.
- Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и
предложения.
- Закреплять умение образовывать существительные с
с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Тренировать психические процессы.
- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
Материалы и оборудование:
Письмо от Деда Буквоведа, мяч, плоскостное изображение сказочного героя (девочка - Дюймовочка, картинки с изображением животных и их детенышей, цветик - семицветик с предметными картинками на лепестках со звуком [Ч], палочка- выручалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла дед Буквоед, чемоданчик с буквой Ч.
Список литературы:
1. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.
2. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. – 128 с. – (Учебно- методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
3. Пишем вместе с логопедом. – М. : Махаон, Азбука-Аттикус, 2013. – 64 с. : ил. – (Академия дошколят).
Методика проведения
(занятие проводится в музыкальном зале.)
1. Орг. момент. Учитель-логопед. Ребята, для с хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы наше настроение стало ещё лучше, мы позовём к себе в гости солнечного лучика.
Гимнастика для глаз “Солнечный лучик”:
Солнечный лучик, прыгни на ладошку.
Солнечный лучик, маленький как крошка.
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза, а лучик наш играет.
Наши щечки нежно согревает!
2. Сообщение темы.
Учитель-логопед. Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо. Дети. Дети читают – письмо от Деда Буквоведа)
Учитель-логопед. Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Дед Буквоед похитил новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Ласковые мамочки” (картинки с изображением животных и их детенышей).
Дети. Волчица - волченочек, ежиха – еженочек, лошадь – жеребеночек, медведица – медвеженочек, львица – лвеночек, овца – ягненочек, белка – бельченочек и т. п.
Учитель-логопед. Какой один и тот же звук слышится во всех словах?
Дети. (ответы детей)
Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала вспомним, что мы знаем о звуке [Ч].
3. Артикуляция звука [Ч]
Учитель-логопед. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)
4. Характеристика звука [Ч]
Учитель-логопед (согласный, всегда мягкий, глухой).
Дети.
5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.
Учитель-логопед. А теперь вставайте в круг - речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов).
Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи,
ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни;
чта-что-чту-чти и т. п.
Учитель-логопед. А у меня есть палочка-выручалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком [Ч] очень быстро назовет.
Дети. (Дети придумывают слова со звуком [Ч]).
6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.
Учитель-логопед. Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощницу. И к нам спешит на помощь чудная маленькая девочка.
Загадка: Маленькая девочка под землей сидела, на крота смотрела, и тянулась к солнцу. Кто она? (ответы детей)
Учитель-логопед. Правильно это девочка – Дюймовочка.
Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задания.
На доске цветик - семицветик, на лепестках которого – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука [Ч] в названиях картинок.
А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И мы дальше продолжаем путь с девочкой – Дюймовочкой.
7. Составление предложений.
Учитель-логопед. Дюймовочка просит придумать про нее предложения. Она сейчас нам покажет картинки о своем путешествии, а вы подумаете, какие предложения можно будет составить по ним. И если девочке– Дюймовочке понравятся ваши предложения, то она нам даст еще одну подсказку на пути к нашей букве Ч.
Дети. Составление предложений.
Учитель-логопед. Девочке – дюймовочке очень понравились ваши предложения, поэтому она даёт подсказку: «Прочитай слово по первым звукам», и вы тогда угадаете, где дед Буквоед спрятал букву Ч.
Дети. Дети разгадывают слово чемоданчик: часы, Емеля, мама, остров, дача, Антошка, ножницы, человечек, иголка, ключ.
Учитель-логопед. Значит, буква в чемоданчике и нам надо его найти.
Дюймовочка шепнула мне на ушко, где находится чемоданчик.
Я сейчас вам все расскажу. Нам нужно с вами пройти по этой тропинке и попасть на остров, где и находится наш заветный чемоданчик. Но не просто пройти к этому острову, нам нужно будет станцевать танец с насекомыми.
Чок – чок, каблучок! (потопать ногами.)
В танце кружится сверчок. (покружиться.)
А кузнечик без ошибки (движения руками,
Исполняет вальс на скрипке. как при игре на скрипке.)
Крылья бабочки мелькают- (движения руками как крыльями.)
С муравьем она порхает. (покружиться парами на подскоках.)
Приседает в реверансе (девочки делают реверанс.)
И опять кружится в танце. (покружится.)
Под веселый гопачок (танцевальные движения,
Лихо пляшет паучок. как в гопаке.)
Звонко хлопают ладошки! (хлопать в ладоши.)
Все! Устали наши ножки! (сесть на место.)
Вот мы и добрались до нашего острова.
Оглянитесь по сторонам. Где же наш чемоданчик?
Так вот он же! (Дети находят чемоданчик и спрятавшегося деда Буквоеда).
Нашёлся чемоданчик и дед Буквоед здесь!
-Ты зачем букву похитил!
Дед Буквоед: Я хотел, чтобы у меня была такая буква Ч, я тоже хочу буквы изучать!
Учитель-логопед. Но ребятам тоже нужна эта буква, иначе они не смогут читать и писать.
Дед Буквоед: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в чемоданчике (произносит слова) Чемоданчик, чемоданчик, приоткрой нам свой карманчик (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук [Ч] (дети произносят, чемоданчик открывается, дед Буквоед достаёт букву и отдаёт её детям)
Учитель-логопед и дети. Спасибо Дедушка Букваедушка.
Учитель-логопед. Дедушка Букваедушка хочешь у нас на занятии побывать?
Дедушка Букваедушка. Хочу!
Учитель-логопед. Ребята сейчас произойдет чудо! Все приготовились!
Вокруг себя вы повернитесь, и в группе тут же очутитесь….
8. Знакомство с буквой Ч.
Дети садятся за столы.
Учитель-логопед. Ребята, кто расскажет дедушке, чем отличается звук от буквы.
Дети. (Ответы детей)
Учитель-логопед. Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?
Ч – вы правильно решили, пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.
Из каких элементов она состоит (из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. Печатание буквы в тетради.
9. Работа в кассах, преобразование слов.
Учитель-логопед. А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слог ЧА. Ребята какой звук слышится после звука [Ч].
Дети. (Ответы детей).
Учитель-логопед. Правильно звук [А]. У нас есть даже правило в русском языке слог ЧА пишется всегда с буквой А. Какую букву нам нужно добавить, чтобы получилось слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.
10. Чтение предложений
Учитель-логопед. И последнее задание от девочки - Дюймовочки. Вот конверты. В этих конвертах – слова. Прочитайте слова, а теперь из этих слов составте предложение. Напечатайте это предложение в тетради. (дюймовочка, улетела, с, ласточка.)
11. Итог занятия.
Учитель-логопед. С какой буквой мы сегодня познакомились?
Дети. (Ответы детей).
Учитель-логопед. Какой звук она обозначает?
Дедушка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была уже одна буква.
Дед Буквоед: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы). Чупа-чупсы в моём чемоданчике, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: Чемоданчик, чемоданчик, приоткрой-ка свой карманчик.
Дедушка Буквоедушка угощает детей и уходит.
Учитель-логопед. Ребята, вы сегодня очень старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!