Сиделева Лариса
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [т] и буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей давать характеристику звука «Т», закрепить произношение гласных звуков, автоматизировать звук «Т» в слогах, словах. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навык слитного чтения.
Задачи:
• Познакомить детей с графическим образом буквы;
• Закрепить произношение гласных звуков;
• Развитие способности называть слова с заданным звуком;
• Закрепить умение определять количество слогов в слове;
• Расширять словарный запас;
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [т] и буква Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание;
• Создать положительный эмоциональный фон в группе.
Оборудование: картинка с изображением звука и буквы «Т», предметные картинки, простой карандаш, лист бумаги с изображением звука и буквы «Т», доска, указка, магнитофон, аудиозапись «Складушки» Воскобовича.
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети стоят возле воспитателя.
1. Дыхательная гимнастика.
«Ветерок», «Каша кипит».
2. Чистоговорки.
Ду – ду – ду - я по ягоды иду.
Ра – ра – ра - сад полить пора.
Ой – ой – ой - скачет заинька косой.
(дети произносят чистоговорки шёпотом, громко крикнув)
3. Закрепление пройденного.
- Ребята, какие звуки мы с вами изучили?
( ответы: А, О, У, И, Ы, Э)
- Какие эти звуки?
(ответы детей)
- Почему мы называем их гласными?
(ответы детей)
- Кто мне прочитает что написано у меня на карточках?
(дети читают слоги АУ, УА, ИА)
- Мы с вами подготовились к нашему занятию, займите свои места.
(дети занимают свои места)
II. Основная часть.
Не успели Слыш и Буковка поиграть с новым звуком и буквой, как Слыш расправил уши и начал прислушиваться.
— Буковка, по-моему, кто-то чинит крышу твоего домика. Я слышу тихий стук. Наверное, сильный ветер оторвал доски, а добрый сосед прибивает их на место.
— Пойдем посмотрим! — предложила Буковка.
Они обошли домик Буковки и посмотрели на крышу На самой верхней доске сидел грустный дятел-малыш и тихонечко стучал маленьким клювиком по крыше: т-т-т, т-т-т.
— Эй, малыш, — крикнул Слыш, — как ты оказался на крыше? И почему ты стучишь?
— Я живу в лесу с мамой и папой. Еще недавно мы все сидели на большом дереве и долбили кору, искали червячков. Но тут поднялся сильный ветер, подхватил меня, и я не удержался на дереве. Ветер унес меня далеко-далеко от родного дома. Наверное, я зацепился крылом за крышу этого дома, и ветер не смог утащить меня дальше. А стучу я для того, чтобы папа с мамой услышали меня и прилетели за мной, ведь я еще не умею хорошо летать.
— Бедный малыш, — сказала Буковка, — твои папа с мамой не смогут найти тебя, ведь ты очень тихо стучишь.
— Не печалься,— сказал Слыш,— сейчас мы снимем тебя с крыши, пойдем в лес и отыщем твоих родителей. Мне очень понравилась твоя песенка, она звучит, как будто стучит маленький молоточек.
И Слыш решил потренировать свой язычок.
1. Упражнения для губ. Упражнение делайте по 5—7 раз.
«Маленький дятел» — улыбнуться, открыв рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: т-т-т.
Слыш почувствовал, что язык не хочет пропускать воздух, он поднялся к бугоркам и устроил преграду, но воздух прорывается сквозь преграду и стучит по бугоркам.
2. Задание «Произнеси звук». Дети произносят звук [т] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Воспитатель следит за положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
А потом Слыш решил описать новый звук.
3. Задание «Опиши звук».
- Помогите Слышу описать звук [т]. Если воздух при произнесении звука встречает преграду, какой это звук?
(Ответы детей)
- А, что мешает воздуху выходить изо рта легко и свободно?
(ответы детей)
- Этот звук звонкий или глухой?
(ответы детей)
- Давайте произнесем этот звук твердо : [т]
(дети произносят звук)
- Давайте произнесем этот звук мягко : [т’]
(дети произносят звук)
- Итак, звук [т] согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
(дети повторяют)
А потом Слыш решил поиграть с новым звуком в уже знакомую игру.
4. Игра «Повтори серию слогов».
- Я буду называть слоги, а вы будете повторять их за мной.
Предлагаемые цепочки слогов: та-то; та-то-ту; та-то-ту-ты; та-то-ту-ты-тэ.
5. Слушание «Складушки» Воскобовича.
(дети повторяют слова песни)
6. Физминутка
Раз-два - все вставайте,
Три, четыре - приседайте,
Пять, шесть - повернись,
Семь, восемь - улыбнись,
Девять, десять - не зевайте,
Свое место занимайте!
7. Задание «Напиши букву».
А Буковка, пока Слыш пел песенки и доставал маленького дятла с крыши, написала букву «Т».
(дети пишут в тетрадях букву)
8. Задание - «Чтение». Читайте слоги слитно, «растягивая» гласный звук.
Слоги для чтения: ат, от, ут, ыт, эт, ит.
Слова для чтения: боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти.
III. Заключительная часть.
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
(ответы детей)
- Чему вы сегодня научились?
(ответы детей)
- Что вам понравилось больше всего на занятии?
(ответы детей)
- Молодцы! Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Я горжусь вами!