Шаймарданова Виктория
Занятие по математике «Число и цифра «0»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для формирования представления о числе 0 и его свойствах.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить с числом и цифрой 0 и его свойствами;
-Закрепить представления о числовом отрезке, умение составлять неравенства;
Развивающие:
-Развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции.
Публикация «Занятие по математике „Число и цифра „0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- Развивать математическое мышление, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Воспитывающие:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопонимание, умение работать друг с другом,
- Воспитывать интерес к РЭМП.
. Организационный момент.
Звучит аудиозапись «Капель и пение птиц».
Воспитатель спрашивает детей какие звуки они слышат? Почему? (ответы детей)
Воспитатель спрашивает о весне? Весенних месяцах.
Дети размышляют и отвечают, воспитатель по необходимости помогает: Международный женский день бывает только в марте, в апреле- день космонавтики, в мае- праздник весны и труда и День Победы).
Воспитатель спрашивает: какой месяц наступил? (ответы детей). Какой праздник мы будем отмечать на следующей неделе? (ответы детей- день космонавтики). А хотели бы вы побывать в космосе? Стать космонавтами?
. Эмоциональный настрой.
Ну тогда:
Далекие звезды в небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
Мы все станем космонавтами. Повторим за мной хором слова, которые станут девизом нашего занятия-путешествия.
Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
Во время полета вы будете осваивать новые знания, а на небе каждый раз будет загораться новая звезда.
. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.
Воспитатель обращает внимание детей грозовую тучку и задает вопрос «когда бывают первые грозы?» (ответы детей). И предлагает решить первую задачу.
На доску с помощью магнитов прикреплена туча с капельками. Воспитатель просит сосчитать, сколько в тучке капелек и показать цифру, которая обозначает их количество.
Дети показывают цифру 5.
Воспитатель рассказывает и задает вопросы:
Жили капельки в грозовой туче, захотелось им землю полить весенним дождиком, прогрохотать первым громом. Полетели они на землю. Сначала прилетела самая смелая (убирает из тучи одну каплю). Сколько осталось капелек? Покажите цифру и объясните, почему именно ее показали.
Затем воспитатель убирает по одной капле, а дети каждый раз показывают цифру, которая обозначает количество оставшихся капель: (4, 3, 2).
Когда на доске останется одна капля, воспитатель спрашивает: «Сколько капелек осталось? Улетела последняя. Сколько осталось? (Ни одной). Как вы думаете, вы правильно решили задачу? (ответы детей)
- Что вы заметили, выполняя это задание?
- Сколько же капелек осталось в тучке?
- Да, капелек не осталось. Можете ли вы это записать с помощью числа?
-Нет
-А почему? (незнаем это число)
-А хотели бы узнать?
-А как вы можете узнать? (прочитать, посмотреть в книгах, журналах или спросить у взрослых)
-хорошо я вас с этим числом познакомлю.
- Молодцы, мы открываем еще одну звезду.
(Прикрепляет звезду на звездное небо и приглашает детей за столы)
V. Изучение нового материала.
Воспитатель спрашивает детей:
- Какая цифра нам поможет обозначить число капелек, оставшихся в тучке?
- Кто думает по-другому?
- Число ноль записывают цифрой 0. (Показывает образец написания цифры 0.)
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
- Где должен стоять ноль в числовом ряду? (Ребята находят место цифре в числовом ряду).
Что обозначает число 0? Сколько это предметов? (нисколько, ни одного).
Какие числа больше числа 0? (1,2, 3, :-все числа)
Какие числа меньше числа 0? (таких чисел нет, 0 самое маленькое).
Назовите все цифры по порядку от нуля до девяти.
Затем дети делают эту цифру из разного материала (веревочки, выкладывают из фасоли).
- Замечательно! На нашем пути загорается еще одна яркая звезда.
(Прикрепляет звезду на звездное небо и предлагает перейти на ковер)
Воспитатель предлагает детям рассказать секрет:
Жил на свете Нуль. Вначале он был маленьким-премаленьким, как маковое зернышко. Он не отказывался от каши и вырос большим-пребольшим. Цифры 1, 4, 7, худые и угловатые, завидовали Нулю.
- Быть ему вожаком, - пророчили вокруг.
А Нуль стал важничать и раздуваться, как индюк.
Его стали прибавлять к одним цифрам, отнимать от других, но все цифры увидели, что от этого ни одно число не становится больше или меньше.
Цифры перестали обращать на него внимание.
Нуль расстроился и пошел бродить по свету. Долго бродил Нуль один, скучно ему стало, увидел он как-то единичку, и потянулся к ней: надоело одиночество. Подошел незаметно и встал скромно позади. О чудо! Нуль сразу ощутил в себе силу, и цифра приветливо посмотрела на него: ведь он увеличил ее в десять раз!
А на что похожа цифра 0? (ответы детей)
Воспитатель говорит, что звездочки сравнили эту цифру с планетой, а что напоминает эта цифра вам? (бублик, баранка, дырка, колобок, обруч, спасательный круг, луна, солнце, апельсин, кочан капусты).
Физминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся (4 наклона,
Влево тоже наклоняйся (4 наклона).
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И считать мы начинаем.
V. Закрепление изученного материала.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идет – залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная. (Собака)
Воспитатель спрашивает детей о первых собаках, полетевших в космос:
Как звали этих собак? (Белка и Стрелка.)
Кого же мы возьмем с собой в полет? (Собачку.)
Собака – друг человека. Собаки летали в космос до первого полета человека.
Воспитатель предлагает игру:
Прохлопайте столько раз, сколько у собачки:
• ушей; (2)
• лап; (4)
• хвостов; (1)
• рогов (нисколько)
- С помощью какой цифры обозначим число рогов у собачки? (Ноль)
Молодцы, и еще одна звезда загорается на нашем звездном небе! (прикрепляет звезду).
Воспитатель обращает внимание детей на следующую задачу :
Сравнение чисел.
5*0 0*0 0*3
0*2 4*0 6*0
На небе загорается еще одна яркая звезда. Космонавтам можно немного отдохнуть.
(Прикрепляет звезду на звездное небо.)
Гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Воспитатель рассказывает:
В космосе могут случаться разные неожиданности. Представьте себе, что наша ракета столкнулась с каким-то космическим телом. Ее так качнуло, что у нашего друга инопланетянина все цифры разлетелись, потерялись. Помогите ему найти спрятавшиеся цифры.
- Какие цифры спрятались?
(Дети называют, воспитатель выставляет на доске цифры : 1, 3, 0, 6, 4, 9, 5.)
Воспитатель предлагает выставить их в порядке возрастания.
(ребенок выставляет на доске).
Справились? Молодцы! На небе загорелась очередная звезда! Все цифры на своих местах. Неисправность устранили.
Воспитатель спрашивает детей о том, какими качествами, по их мнению, должен обладать космонавт. (ответы детей).
Затем предлагает Милене и Егору загадать детям загадки-задачки.
Повезло нашему Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка
Появился хитрый кот …
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет? (Нисколько).
Барсучиха – бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат –
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат? (Нисколько).
Воспитатель поздравляет детей с окончанием их путешествия в космос, обращает внимание на звездное небо, которое у них получилось и на количество звезд, которые они наклеили на занятии, значит столько знаний они получили.
V. Итог занятия.
Воспитатель спрашивает с каким числом и какой цифрой познакомились на занятии? Количество скольких предметов обозначает число 0 (ответы детей).
V. Поощрение детей.
Воспитатель благодарит детей за отличную работу на занятии и каждому вручает по звезде и нолику, нарисованному на бумаге.
Предлагает пройти за столы и нарисовать ему настроение, соответствующее настроению ребенка: если занятие-путешествие, понравилось- весёлый нолик, если не понравилось-грустный.