Ирина Смирнова
Занятие по художественно-эстетическому развитию «Морозные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Морозный узор»
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Развивающие : развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство прекрасного.
Публикация «Занятие по художественно-эстетическому развитию „Морозные узоры“» размещена в разделах
Материал для занятия :
*альбомный лист;
*дополнительный лист, размер А4;
*кусочек свечки;
*акварельные краски;
*кисть с широким ворсом;
*стаканчик с водой.
Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает детям загадки.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки)
Морозно в белом январе,
Деревья тонут в серебре.
Кусты, березы и осины
Украсил блеском светлый (иней).
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз. (Мороз)
Педагог. Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?
Дети. Зимой.
Педагог. А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Дети. Мороз.
Педагог. Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки – травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные…
Волшебник
Мороз – волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
Д. Чуяко
Педагог. Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
Педагог. На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в тоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры. А художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?
Ответы детей: Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.
Педагог. Реята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры тким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?
Дети. Нет.
Педагог. А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования называется «фотокопией».
Педагог предлагает детям взять в руки кусочки свечи и попробовать провести ими по дополнительному листу бумаги, чтобы убедится в том, что свеча не оставляет видимых следов.
Затем покрыть сверху краской, понаблюдать за проявлением невидимого рисунка.
Педагог. Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?
Мнения детей.
Педагог. Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой.
Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза :
Заклинания Зимы
(отрывок из стихотворения)
Лягте, мягкие снега, Стоя в кругу, поднять руки над головой,
На леса и на луга, плавно опустить их через стороны вниз.
Тропы застелите, Руки - перед собой, плавно, поочерёдно
Ветви опушите. покачать ими вверх-вниз.
На окошках, Дед мороз, Имитировать движение рисования «кистью»
Разбросай хрустальных роз, в произвольном направлении поочерёдно
Лёгкие видения. правой, левой руками.
Хитрые сплетения.
Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой, плавно опустить
Красотой своих затей: их через стороны вниз.
Пусть вникают взоры
В светлые узоры.
Ты, Метелица, чуди, Присесть, встать, поднять руки вверх,
Хороводы заводи, покружиться вокруг себя.
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом.
М. Пожарова
2. Практическая часть.
Предложить детям продумать содержание будущего узора.
Выполнить рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором : начинать рисовать в верхней его части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.
3. Итог занятия.
Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры.
На стекле морозный иней,
Сколько чёрточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна…
Н. Френкель