Юлия Жестерова
Открытое занятие в старшей группе по художественно эстетическому развитию «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела занятие
воспитатель группы : Жестерова Ю. В
Цель: Закрепление и обобщение знаний полученных детьми в ходе реализации проекта «Перелетные птицы». Продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного творчества - пластилинография.
Задачи:
Виды детской деятельности: двигательная, изобразительная, коммуникативная, игровая.
Форма организации: подгрупповая.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе по художественно эстетическому развитию „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Художественно-эстетическое развитие : продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинография, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета, закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать художественный вкус.
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью лепки картин с изображением полуобъемных предметов.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
Познавательное развитие : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Расширить представление детей о перелетных птицах. Научить изображать скворцов, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Упражнения в счете (нахождении указанного количества предметов) в пределах 5
Социально-коммуникативное развитие : воспитывать бережное отношение к природе, птицам. Продолжать учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи. Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности, умение доводить дело до конца, добиваясь поставленной цели.
Речевое развитие : продолжать пополнять словарный запас детей, вести диалог, отвечать на поставленные вопросы. Закреплять умение – отгадывать загадки, согласование сущ. с порядком числительным, уметь образовывать формы множественного числа имен существительных.
Физическое развитие : развивать общую моторику, мелкую моторику рук, продолжать развивать умение координировать речь с движением, развивать глазомер.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Активизация словаря: перелетные, пернатые, скворцы, туловище, клюв, крылья.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
отгадывание загадок о птицах и весне;
чтение художественной литературы о весне и птицах;
разучивание стихов данной тематики;
прослушивание аудиозаписи голосов птиц; музыка Чайковский «Времена года»
рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.
Материал для работы: Интерактивная доска, ноутбук, презентация - картинки и фотографии перелетных птиц в презентации; фонограмма пения птиц в лесу, на экране картина с признаками весны, письмо, корзинка с заданием, картина с изображением птиц, дерева, места их обитания, мяч,
Раздаточный материал: заготовки птицы из картона, пластилин, доски для лепки, стеки, влажная салфетка для рук, бросовый и природный материал.
Ход занятия : (звучит капель)
Воспитатель: Ребята, а что это за волшебные звуки? В какое время года мы можем услышать эти звуки?
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумит,как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (весна)
На экране картина с признаками весны музыка Чайковский «Времена года»
Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла красавица Весна. А какие приметы весны вы знаете? Давайте поиграем. Кто знает приметы весны, поднимает руку, помните правила и отвечает, тот садится на коврик.
- Как светит солнце?--- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.
- Что происходит со снегом? ---Тает снег. Проявляются первые проталины. Бегут ручьи.
- Начинается весёлая, звонкая капель
Кто возвращается к нам из теплых стран?---Прилетают птицы из тёплых краёв. (подвести к птицам)
Правильно, в это время года к нам возвращаются птицы.
А как называют этих птиц? ---перелетными.
А почему их называют перелетными? ---Когда наступают холода, птицы улетают в теплые страны, а как только приходит к нам весна возвращаются обратно.
На экране появляется картина с перелетными птицами.
Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют – наши пернатые друзья?
Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.
Воспитатель: Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?
Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.
Воспитатель: Да, ребята, друзей надо беречь. Ребята, а какой праздник в честь наших друзей придумали и когда. Правильно Всемирный праздник - День птиц 1 апреля.
На экране картина 1 апреля.
Крик птицы.
Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось? (В группе появляется птичка Карлуша).
Воспитатель: (обращается к Карлуше) Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная?
Карлуша: Ребята, в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес и все его обитатели погибнут. Помогите мне.
Воспитатель: А как нам тебе помочь?
Карлуша: Чтобы злые чары рассеялись, нужно вернуть птицам их голоса и лес снова оживет.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем. (Карлуша прощается и улетает).Тогда отправляемся в путь. Вы готовы?
Звучит мелодия для физ. мин
Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.
Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши
Весна зовё т: «гулять пора!»
Будем по лесу гулять Шагают
Чистым воздухом дышать Вдох-выдох
На носочках по тропинке,
Друг за другом мы пойдём Ходьба на носочках
В маленькие лужицы Ходьба с высоким
Не наступим, обойдём поднятием колен
Встали ели на пути,
Нам их нужно обойти Ходьба змейкой
Идите, дети, осторожно
О ели уколоться можно.
Вот сороки пролетели
Им сорокам не до сна! Взмахи руками,
Трещат сороки-белобоки: имитация полёта птицы
- Идёт весна! Идёт весна!
За весною мы пошли,
В лес волшебный мы пришли! Ходьба
На экране весенний лес.
Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики.)
Воспитатель: Вы знаете ребята, Во время перелетов выдерживают только сильные и крепкие птицы, которые хорошо питались. Поэтому давайте угадаем, какие птицы и сколько их вернулось уже к нам из теплых стран.
Игра «Угадай и сосчитай-ка» (согласование сущ. с порядком числит-м).
Слушайте загадку. Каких птиц вы узнали?
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(грач - пашня)
Хорошо смотрим на экран. Сколько грачей? (два грача). Молодцы.
2. Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка – гнездо под крышей дома)
Смотрим правильно ли….Сколько ласточек? (пять ласточек).Слушаем загадку.
Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет.
(скворец - скворечник)
Сколько скворцов? Правильно ребята идем те дальше.
Воспитатель: А хорошо ли вы знаете своих пернатых друзей. В ы знаете, что в одиночестве птицы не живут. А как? (стайками) правильно. Давайте поиграем. Я называю вам одну птицу, а вы ловите мяч и отвечайте когда их много.
На экране стаи перелетных птиц
Игра с мячом «Игра «Один — много» :
Ласточка – ласточки – много ласточек
Соловей –соловьи-много соловьев
Кукушка –много кукушек
Скворец –скворцов
Грач – грачей
Синица – синиц
Аист- аистов
Цапля- цапель.
Воспитатель: После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Птицы очень заботливые родители. А давайте мы с вами попробуем представить, что мы птенцы, которые появились только что на свет. Давайте не расскажем, а покажем как они себя ведут.
На экране птенцы
Мимическая гимнастика «Птенцы»
Вылупившись из яйца, птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот). И увидел, как вокруг светло и радостно улыбнулся (улыбается, но он не увидел рядом маму поэтому рассердился (нахмурился) и испугался зажмурившись от страха. Птенец стал искать и звать своих родителей (губы трубочкой). Как только он увидел папу с добычей в клюве, он обрадовался (открываем ротик).
Вот так ведут себя птенцы.
Воспитатель: Молодцы
А теперь отгадайте загадку:
На шесте - весёлый дом
С круглым маленьким окном
Чтоб уснули дети
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик и певец.
(скворец).
На экране скворец.
Воспитатель: Посмотрите ребята кокой он грустный, ему одиноко он ждет своих братьев скворцов.
Воспитатель: «А давайте сделаем друзей для нашего скворца. И как только скворцы дружно запоют, лес оживет и запоют все птицы. Вы согласны?»
Дети: «Давайте».
На экране скворец.
Дети проходят на свои места. Обратить внимание на их посадку, осанку.
Воспитатель: «Ребята для начала посмотрите, из каких частей тело скворца»
Дети: «голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, лапки»
На своей заготовке каждый пальцем показывает часть тела скворца, и обводит ее.
Воспитатель: «Посмотрите, чем бы будем рисовать скворцов?»
Дети: «Пластилином».
Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем и растирается на поверхности. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.
Воспитатель: Рисовать мы начнем с головы, покажите мне пальцем, где голова у скворца. Каким цветом будем рисовать наших пернатых друзей? Давайте я вам напомню, как мы будем рисовать.
Воспитатель: Взяли все чёрный пластилин. Погрели его в ручках, чтобы он стал мягким. Отрываем маленький кусочек, скатываем его, и полученный шарик кладем на основу и размазываем. Делаем это аккуратно, не выходя за контур. Приступаем…
Работа детей. Включить фоном тихую, спокойную музыку.
Ребята вы не устали, давайте отдохнем.
Воспитатель: Что означает для людей прилет скворцов наступление весны. Правильно в народе их называли вестниками весны.
Воспитатель: поиграем пальчиками «Весна пришла» :
Весна пришла по снежному, (Дети пальчиками идут
По влажному ковру. по другой ладошке)
Рассыпала подснежники, (Растопыривают пальцы)
Посеяла траву. (Соединяют пальцы)
Теперь зовё т со всех концов: (Руки согнуты в локтях)
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов (Загибают пальцы)
Работа детей.
Воспитатель: «Мы с вами нарисовали скворца. А чего ещё не хватает у наших скворцов?» Дети: «Глазок».
Воспитатель: «У вас на столах стоят маленькие разносы. В них лежат семечки, и бусинки. Из чего мы можем сделать глаза?». Дети: «пластилин, бусинка». Воспитатель: «А как еще мы можем украсить крылья наших птичек, что бы они стали пернатыми? Я предлагаю использовать семечки»
Воспитатель: «Какие у нас с вами замечательные скворцы получились. Все такие разные».
Воспитатель: Посадим наших скворцов на дерево?
Воспитатель: «Посмотрите у нас целая стайка – скворцов получилась. И все они такие разные, очень интересные и красивые».
Звучит фонограмма пения птиц в лесу. На экране лес
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли нашим пернатым друзьям. Скворцы запели и рассеяли чары злой колдуньи. Молодцы. Лес снова ожил.
Ой, посмотрите ребята, лесные птицы передали нам угощение, это награда за наши добрые дела. Давайте скажем им спасибо. Ну что нам пора возврасщаться домой.
На экране тропинка в лесу.
Физ. мин. «Прощай лес»
Прощай лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали, (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки сложить.)
Птицам помогают дети.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (И слушают пение птиц.)
А теперь мы отдохнем,
В детский сад к себе пойдем.
Воспитатель: Ну вот мы и дома. Ребята Вам понравилось наше путешествие в лесу? Чем оно вам запомнилось?
Ребята делятся впечатлениями.