Лариса Сергеевна Коротких
Занятие по ФЦКМ в подготовительной группе «Обитатели морских глубин»
▼ Скачать + Заказать документы
«ОБИТАТЕЛИ МОРСКИХ ГЛУБИН»
(занятие по ФЦКМ в подготовительной группе)
Цель:
• Расширять знания детей о море и морских обитателях;
• Активизировать словарь по теме;
• Развивать связную речь детей, учить пересказывать небольшие рассказы о морских обитателях;
• Развивать мышление;
Публикация «Занятие по ФЦКМ в подготовительной группе „Обитатели морских глубин“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
• Воспитывать интерес к новым знаниям.
Материалы и оборудование: картины с морскими обитателями.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях.
- Посмотрите все на глобус. Какой краски больше всего вы видите на глобусе?
- Что означает голубая краска на глобусе? (Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны)
- Отгадайте загадку:
«Кругом вода, а с питьем – беда» (море)
- Ребята, представьте, что мы оказались на берегу моря.
- Кого мы можем увидеть в море, отгадайте:
«Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь» (рыба)
- Почти три четверти нашей планеты заняты водой – морями и океанами. Давным-давно в океанах зародилась жизнь. Некоторые животные вышли на сушу и стали прародителями многих видов живых существ, а другие так и остались жить в морях. Кто-то выбрал для себя нижний этаж морского дома – самое дно, кто – то поселился под самой крышей – на поверхности воды. Сегодня мы поговорим о жителях морского дна – морских обитателях.
Воспитатель:
- Отгадайте первую загадку:
1. Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
- Послушайте рассказ о крабах, который приготовила нам Вика
Рассказ: «Краба, на первый взгляд, неуклюжи, даже ходят босиком, зато бегают очень быстро. У них 10 ног, первая пара которых превратилась в клешни. Живут крабы и в тёплых и в холодных морях. Питаются всем, что найдут: рыбьей икрой, моллюсками, остатками еды туристов. Многие крабы строят себе домики под камнями и в расщелинах у воды»
Воспитатель:
2. Слушайте следующую загадку:
Этот котик не мурчит,
Не шипит и не рычит.
В море он купается,
Рыбкой там питается.
- Про морского котика нам приготовила рассказ Алина.
Рассказ: «У морских котиков остренькие кошачьи ушки и мягкая шёрстка. У всех котиков удлинённое, обтекаемое тело, а лапы превратились в ласты. В воде уши и ноздри закрываются специальными перепонками, поэтому вода в них не попадает. От холода их спасает тёплый мех и толстый слой подкожного жира. Морские котики часто выступают в цирках и дельфинариях, жонглируя мячиками»
Воспитатель:
3. И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
- Про морскую черепаху расскажет Катя.
Рассказ: «Морские черепахи – самые крупные из всех черепах. В воде они стремительно передвигаются, а вот по суше – еле ползают. Живут морские черепахи в тёплых морях, а на сушу выходят для того, чтобы отложить яйца. Маленькие черепашата, только вылупившись, сразу бегут к морю"
Воспитатель:
4. Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы! (Дельфины)
- Про дельфина нам расскажет Оксана.
Рассказ: «Дельфины очень хорошо слышат, они почти непрерывно издают свист и щелчки и внимательно прислушиваются к эху. Когда дельфины преследуют рыб, они свистят или лают, а когда хотят напугать врага, издают звуки, похожие на хлопки. Дельфины дружелюбно относятся к людям, а иногда даже спасают тонущих в море»
Воспитатель:
5. Кит? А, может быть, дельфин,
Чёрно-белый исполин?
В океанах обитает,
Живность хищно поедает (Касатка)
- Про касатку рассказ расскажет Карина Г.
Рассказ: «Касатка – самое быстрое морское млекопитающее, а не рыба. Ока движется со скоростью около 60км в час. Живёт в тёплых и холодных водах. Охотится на любую добычу: рыбу, тюленей, моржей, кальмаров, пингвинов. Часто касаток называют «китами – убийцами», но это не справедливо! Для людей касатки совсем не опасны, просто у них хороший аппетит. За сутки одна касатка съедает до 160 кг рыбы»
Воспитатель:
6.. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его дружок: рыбок друг – (морской конек)
- О морских коньках расскажет Полина.
Рассказ: «Морские коньки – это тоже рыбы. Назвали их так потому, что они напоминают шахматных коней. Плавают морские коньки не очень хорошо, поэтому часто цепляются хвостом за морские водоросли и висят, поджидая добычу. Глаза у коньков двигаются независимо друг от друга, поворачиваясь в разные стороны. А ещё морские коньки умеют менять окраску, чтобы стать незаметными в лесу из водорослей и не попасться на зуб хищным рыбам»
Воспитатель:
7. Глубоко на дне она, словно на небе видна,
Но не светит и не греет, потому, что не умеет (морская звезда)
- Про морскую звезду приготовил рассказ Серёжа.
Рассказ: «Морские звёзды обитают во всех морях мира. Тела этих животных похожи на звёздочки со множеством лучей. На каждом лучике у звёзд много-много крошечных ножек с присосками, помогающих животным двигаться. Передвигаются морские звёзды очень медленно – 3-4 метра в час. Они настоящие хищники, охотятся на моллюсков, а иногда едят маленьких рыбок»
Воспитатель:
8. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я – (осьминог)
- Про осьминога послушайте рассказ Карины К.
Рассказ: «У осьминога 8 ног. Голова с большими глазами переходит в щупальца с присосками. Щупальцами осьминоги могут даже открыть крышку у банки, чтобы достать спрятанную в ней еду. Чтобы защитится от преследователей, осьминоги выпускают в воду «чернила». Такая «клякса» быстро расплывается в воде, принимая форму самого осьминога, а он в это время успевает удрать подальше!»
Воспитатель:
9. Как у рака, много ножек,
На него чуть-чуть похожа.
Красный панцирь, любит в море
Порезвиться на просторе (креветка)
- Послушайте рассказ Вани о креветках.
Рассказ: «Креветки – ближайшие родственники крабов и раков. Живут они в тёплых и холодных морях – прячутся в зарослях водорослей. Креветки носят прочные панцири. Когда креветка вырастает, она сбрасывает панцирь. Это называется «линька». Новый панцирь вырастает под старым. Он становится твёрдым и прочным через несколько часов после линьки. Креветок называют «санитарами моря», потому что они питаются остатками обеда других животных»
Физкультминутка «Море волнуется»
Воспитатель:
- Давайте с вами поиграем.
1.Игра «Один - много»
кит – киты,
океан - …
море - …
морж – ,
осьминог - ….
краб - …
дельфин - …
медуза - …
акула – …
креветка - …
2.Игра «Скажи наоборот».
Глубоко-
Теплое-
Чистое-
Далеко-
Крупная-
Медленная-
3.Игра «Назови ласково»
Рыба-
Хвост-
Река-
Берег-
Песок-
Плавник-
Краб-
Дельфин-
Осьминог-
4.Игра «Что лишнее?»
Ответь и скажи почему?
Жабры, чешуя, руки, плавники.
Акула, дельфин, паук, касатка.
Река, море, океан, небо.
5.Игра «Угадай-ка».
1. Без чего не бывает моря? (без воды)
2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)
3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)
4. У кого рот на брюхе? (у акулы)
5. Какая собака не лает? (морская)
6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)
7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)
8. Родственник рака? (краб)
- Вот и закончилось наше морское путешествие. Что вам понравилось больше всего?
- Вот какой удивительный мир морских обитателей!