Ольга Майорова
Занятие по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Москва — столица России. Московский Кремль»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Москва - столица России. Московский Кремль»
Цель. Уточнить знания детей о Москве. Дать знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба.
Дать знания о Московском Кремле, названии его башен, их назначении.
Обогащать словарь детей по данной теме.
Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.
Публикация «Занятие по ФЦКМ в подготовительной к школе группе „Москва — столица России, Московский Кремль“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кремль, Спасская башня, Красная площадь
- Москва - столица России
- Москва. Конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Наглядный материал. Схема Кремля, иллюстрации с изображениями башен Кремля, общего вида Кремля. Иллюстрации с видами Москвы. Изображения гербов разных городов России. Изображение герба Москвы.
Ход занятия.
1. Оргмомент «Жмурки с колокольчиком»
2. Беседа о Москве.
Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрации с видами Москвы.
- Ребята, посмотрите на эти виды города и скажите, какой это город?
- Это Москва. Расскажите, что вы знаете о Москве? (Ответы детей)
- Москва — это главный город нашей страны, столица России. Чем отличается столица от других городов? (Предположения детей.)
- Столица — обычно один из самых красивых городов страны. Столица отличается от других городов тем, что в ней работает Президент нашей страны. (Назвать фамилию, имя и отчество Президента и предложить детям повторить хорам.) В Москве работает Правительство страны.
- В Москве много разных вокзалов — железнодорожных, речных, аэропортов. (Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением зданий вокзалов.) Почему так много вокзалов? (Предположения детей.) Потому что столица должна быть связана со всей страной.
- Столицей государства часто бывает один из древнейших городов страны. Москва — город древний. Кто знает, сколько лет Москве? (Ответы детей.) Нашей Москве — 868 лет!
- У каждого города есть свой герб. Что это такое? (Воспитатель убирает все иллюстрации и выставляет иллюстрации с изображением гербов разных городов в том числе и родного города). Давайте его рассмотрим. (Воспитатель убирает изображения гербов и выставляет изображение герба Москвы.)
- Герб Москвы представляет собой щит французской геральдической формы бордового цвета, в центре которого расположен Георгий Победоносец, поражающий дракона. Святой Георгий Победоносец не просто воин, а святой. Когда русские воины уходили защищать Москву, оставшийся в городе народ собирался в церкви и молился, прося победу своим воинам. Люди верили, что Георгий Победоносец может помочь воинам и молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия. Поэтому он и изображен на гербе Москвы.
- А что вы еще видите на гербе? (Змея.) Как вы думаете, что он обозначает? (Предположения детей.) Да, так русский народ изобразил врага — страшного и злого. Георгий Победоносец копьем убивает змея, а конь топчет его копытами. Вот как много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб.
Сейчас предлагаю вам проехать по Москве.
3. Динамическая пауза
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит:
-У-у-ф.
Вот мы и приехали.
(Шагаем на месте.)
(Бег на месте.)
(Приседания.)
(Поворот кругом.)
(Хлопаем в ладоши.)
(Шагаем на месте.)
(Руки в стороны, «полетели»)
(стоять прямо)
4. Рассказ о Московском Кремле.
Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрации крупных размеров с изображениями общего вида Кремля.
- Ребята, вы узнали это место в Москве? Что это? (Кремль.)
- Сегодня мы с вами подробно рассмотрим, что же представляет собой Кремль.
Москва очень древний город. Его построили давно-давно. Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами. Делали эти стены из дерева, ведь кругом были непроходимые леса. И маленькие селения превращались в крепость. (Воспитатель рисует на доске несколько домиков, а вокруг них — замкнутый круг.)
По население росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами. (Воспитатель рисует за окружностью еще несколько домиков.)
А когда нападали враги, все жители уходили в крепость и сражались с ними. Такая крепость внутри, в центре города, называется кремль. Сначала кремль был деревянным. (Показывает иллюстрацию с изображением деревянного кремля.) Но во время нападения врагов кремль не раз сжигали, и вот через много лет решили построить в Москве кремль из камня.
Кремль — это крепость. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, а как можно догадаться, что Кремль действительно крепость? (Высокие стены, бойницы.)
Да, стены Кремля, действительно, очень высокие — с трехэтажный дом, а в некоторых местах и с шестиэтажный. Конечно, перебриться через такие стены и сейчас очень трудно, а в давние времени было еще труднее.
Вы обратили внимание на узкие бойницы в стенах Кремля. Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. На внутренней стороне находится боевая площадка, чтобы люди могли не только стоять на одном месте, но и передвигаться от одной бойницы к другой. (Воспитатель убирает иллюстрации с изображением Кремля и выставляет схему Кремля.)
Посмотрите на эту схему. Здесь очень хорошо видны все башни Кремля, попробуйте их посчитать. (Воспитатель помогает детям.) Итак, мы с вами насчитали 20 башен. А как вы думаете, для чего нужны башни? (Предположения детей.)
-В башнях укрывались воины, жители города, там находились продовольствие, вода, оружие. Посмотрите на схему внимательнее и скажите, все ли башни одинаковые? Какие вы видите башни? (Большие, маленькие, средние.)
- А у них форма одинаковая? (Есть башни прямоугольные, а есть круглые.)
- Посчитайте, сколько круглых башен в Кремле? (Три.) Где они находятся? (По углами.) А как вы думаете, почему именно по углам мастера поставили круглые башни? (Предположения детей.)
- Круглые башни были наиболее прочными, из них можно было вести обстрел вкруговую, потому что враг был виден не только впереди, но и вдоль всех стен. (Предлагает кому-нибудь из детей выйти и провести указкой вдоль стены от одной круглой башни до другой, и дети убеждаются, что действительно с круглых башен был более полный обзор.) В этих башнях были устроены колодцы с водой, чтобы снабжать защитников водой во время осады Кремля, и одна из башен так и называется Водовзводная. Повторите это название. (Дети повторяют название хором и индивидуально по вызову воспитателя.)
- По названиям башен можно узнать, для чего они предназначались. Вот, например, эта башня (показывает указкой на Угловую Арсенальную башню) называется Угловая Арсенальная. Как вы думаете, для чего она была предназначена. Кто знает, что обозначает слово арсенал? (Предположения детей.) Арсенал—это склад для оружия. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) А вот эта башня называется Оружейная. Вы уже сами догадались, для чего она предназначалась.
- А как вы думаете, почему одна из башен называется Боровицкая? (Предположения детей.) Эта башня получила свое название от слова бор, когда-то неподалеку шумел красивый сосновый бор, и вот одну из башен так и назвали Боровицкая.
- А вот это — Тайницкая башня. Попробуйте догадаться, откуда такое название? (Предположения детей.) Эта башня хранит очень важную для защитников крепости тайну — в ней находился тайный колодец.
- И наконец, башня, которую вы все очень хорошо знаете. (Показывает на Спасскую башню.) Как она называется? (Спасская башня.) А как можно узнать Спасскую башню? (По курантам.) Спасская башня — самая красивая башня Кремля.
Кремль занимает много места. Посмотрите на схему, видите, везде проходит стена, и нигде нет даже маленького просвета.
- Как же можно войти в Кремль? (Предположения детей.) Да, через ворота.
- Посмотрите на схему внимательнее, сколько ворот вы насчитали? (Пять.) А где они находятся? В самых больших прямоугольных башнях. А почему именно в этих местах были сделаны ворота? Сделали ли бы ворота вдоль одной стены? Подумайте. (Предположения детей.)
- Ворота расположены так, чтобы в Кремль можно было войти со всех сторон, чтобы жители могли быстро укрыться за стенами крепости, когда к их домам подступал враг. Ворота были сделаны из крепкого дуба или металла.
- Но еще очень большое значение имело расположение Кремля. Посмотрите на схему, какую геометрическую форму напоминает расположение всех башен? (Воспитатель обводит указкой вдоль всех стен.) Да, действительно, треугольник, только не очень ровный. Давайте рассмотрим, что же находилось за стенами Кремля с трех его сторон? Вот с этой стороны что вы видите? (Протекает река.) Да, это река Москва. А с этой стороны? (Тоже река.) Да, это река Неглинная. (сейчас она под землей, течет в трубах.) А с третьей стороны жители вырыли огромный ров, через него было трудно перебраться, потому что в нем постоянно стояла вода от дождей.
Вот мы с вами и убедились, что Кремль действительно был очень сильной крепостью и не случайно никому не удавалась эту крепость покорить. Враги туда несколько раз входили, но тогда, когда им открывали ворота предатели. Много-много лет назад построили этот красавец-Кремль итальянские и русские мастера, а до сих пор он вызывает восхищение не только у москвичей, но и у всех, кто приезжает в Москву.
5. Рефлексия. - Как называется главный город России?
- Какие самые знаменитые места есть в Москве?
- Что такое Московский Кремль?
- Какой формы Кремль?
- Сколько башен в Кремле?
- Как можно попасть в Кремль?
- Как называется самая знаменитая башня Кремля?