Ольга Майорова
Занятие по ФЦКМ в подготовительной группе «Наша Родина-Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наша Родина — Россия»
Цель: формировать представление у детей о России как о родной стране.
Задачи:
- уточнить знания детей о России, ее природе.
- познакомить с географической картой, учить «читать» ее.
- закрепить знания о символах нашей страны: флаг, герб, гимн;
- развивать связную речь, мышление в процессе НОД;
- развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение.
- воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну;
Материал к занятию :
1. Физическая карта России.
Публикация «Занятие по ФЦКМ в подготовительной группе „Наша Родина-Россия“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
2. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России, фото людей разной национальности.
3. Флаги, гербы стран, портрет президента РФ.
4. Мяч.
Ход занятия.
I. Оргмомент: игра с мячом «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков)»
II. Педагог вывешивает на доску физическую карту России.
— Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Предположения детей.) Это карта. Сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия.) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах.
На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Предположения детей.) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям.) Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России. (Обводит границы Польши, Румынии, Германии и др.)
— Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта?
— Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предположения детей.) Это города. Посмотрите, сколько много городов в России. Назовите, какие вы знаете города, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте.) Карта нам рассказала, что в России очень много городов, но самый главный город в России – Москва. (показать на карте) Какой самый главный город в России? (ответы детей)
— Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это за синие волнистые линии, которых очень много? (Предположения детей.) Это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (Москва-река, Красивая Меча и др.) Названия рек тоже написаны на карте. (Читает названия самых известных рек и показывает на карте, проводя указкой от истока до устья реки, — Волга, Лена, Енисей и др. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек.)
— А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря.) Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей и предлагает им показать моря и вместе с ними читает названия морей. Обращает внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря.)
— Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? (Зеленый) Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей.) Да, зеленый цвет — это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса.)
— Еще какой цвет вы видите на карте? (Коричневый.) А что он обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия — Уральские горы, Кавказские горы и др.)
— И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная — трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи.)
— Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали? (Ответы детей.)
Воспитатель, показывая на иллюстрации, выставленные на стенде по ходу занятия, подводит итог.
— Наша страна Россия — очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная — много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.
III. Педагог: Россия – наша Родина, наше Отечество. А что это за слово такое – Отечество? Послушайте, как об этом рассказывает писатель Константин Дмитриевич Ушинский в рассказе «Наше Отечество».
«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили из покон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
После чтения, беседуя с детьми, дать им вслушаться в звучание слов и порассуждать о сходстве в их значениях.
- Как вы думаете, почему свою землю – Россию – мы называем словом Родина? («… Потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все здесь для нас родное…»)
- Почему родную землю еще называют словом Отечество, так похожим на слово «отец»? («… Отечеством мы зовем Россию потому, что из покон веку в ней жили наши отцы…»)
IV. Динамическая пауза «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
V. Педагог: Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Мы живем в России. Мы живущие в России - россияне.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Предположения детей. Педагог выставляет фото людей разной национальности)). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой. Какой язык является главным в России? (ответы детей)
Педагог: Главой государства в России является президент. На эту должность его выбирает народ. Сейчас президент России – Владимир Владимирович Путин.
VI. «Государственные символы».
Педагог: Каждое государство имеет свои символы условные знаки – символы, по которым отличается от других. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.) Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг.
Игра «Узнай наш флаг». Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.
Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников. Белый - он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верит ей. Красный - цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.)
Педагог: Найдите российский герб среди других стран.
Игра «Узнай наш герб». Цель: закрепить знания детей о государственном гербе, научить узнавать герб России среди гербов других стран.
Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.) Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.
Педагог: Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)
Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.
Звучит гимн России.
Педагог: У нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.
VII. Рефлексия
Педагог: Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется… Россия.
Граждане России называются… россияне.
Какой главный язык в России…русский.
Государственные символы это… флаг, герб, гимн.
Столица России – город… Москва.
Кто президент в России… Путин.
Кто выбирал президента… российский народ.
Что такое Родина? (Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.)
Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране - России. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше, еще богаче.