Минигулова Наталья Васильевна
Занятие по дифференциации звуков [С], [С`]
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
подгрупповой организованной образовательной деятельности
по звуковой культуре речи
образовательные области: «Речевое развитие»
Тема: «Дифференциация звуков[С], [С`]».
Учитель-логопед
Минигулова Н. В.
Стаж работы 40лет
Категория : высшая
Туймазы
2019г.
Публикация «Занятие по дифференциации звуков [С], [С`]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
ЦЕЛЬ: Формировать умения дифференцировать звуки [С], [С`] по мягкости и твердости.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1) закрепить знания о механизме образования звуков [С], [С`] ;
2) формировать умение давать акустико – артикуляционную характеристику звукам [С], [С`], находить сходство и разницу между звуками;
3) упражнять в правильном произношении звуков [С], [С`] в слогах, словах дифференцировать их на слух и в произношении;
4) формировать умение определять наличие и место звуков [С], [С`] в слове;
5) уточнять понятия «твердый и мягкий согласные звуки»;
6) формировать умение делать звуковой анализ слова СИМА;
7) уточнить и расширить лексический запас по теме «Профессии».
Коррекционно-развивающие:
1) развивать подвижность речевого аппарата;
2) формировать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)
3) формировать фонематический слух;
4) формировать фонематическое восприятие;
5) формировать зрительную и слуховую память;
6) формировать мышление, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
1) формировать мотивацию деятельности;
2) воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, доброжелательность, вежливость;
3) воспитывать усидчивость;
4) воспитывать самоконтроль за речью.
Ход
Орг. Момент. Обращаю внимание на гостей: «Посмотрите, дети! Как много гостей у нас сегодня. Поприветствуйте их. (дети здороваются). Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашем детском саду!»
Обращаю внимание детей на себя. - Утром солнышко проснулось
Нам ребята, улыбнулось,
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
- Вы почувствовали тепло зимнего солнышка? (да)
- Подарите это тепло своему соседу и гостям. Вот с таким хорошим настроением мы и будем заниматься!
- Посмотрите, к нам в гости пришли Саня и Сима.
Саня и Сима не умеют различать звуки [c], [с`] и пришли к нам за помощью. Поможем им? (да)
А для этого мы поиграем с ними в разные игры.
Первая игра - «Ухо – нос- хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».(дети выполняют кинезиологическое упражнение «ухо-нос-хлопок).
- Мы с вами уже почувствовали тепло зимнего солнышка? А теперь давайте почувствуем холодок снежного ветерка. Возьмите снежинки и плавно подуйте на них по высунутому язычку. (Упражнение на дыхание
«Снежинка». Дети дуют на снежинку, выпуская узкую струю воздуха по высунутому язычку).
(дети садятся)
Сообщение темы:
- Скажите, с какого звука начинается имя мальчика – Саня? (со звука [С])
- С какого звука начинается имя девочки – Сима? (со звука [С`])
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [С], [С`].
Возьмите зеркала. Вспомним, как работают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звуки [С], [С`].
Произнесите твердый согласный звук [С]. Скажите, что делают губы, когда мы произносим звук [С]? (улыбаются)
В каком положении находятся зубы? (заборчиком, сближены, между ними небольшая щель).
Где находится широкий кончик языка? (упирается в нижние зубы)
Какая воздушная струя выходит изо рта, теплая или холодная? проверьте (холодная, узкая по середине язычка).
Теперь произнесите мягкий согласный звук [С`].
Скажите, что делают губы, когда мы произносим звук [С`]? (улыбаются)
В каком положении находятся зубы? (заборчиком, сближены, между ними небольшая щель).
Где находится широкий кончик языка? (еще сильнее прижимается к нижним зубам)
Какая воздушная струя выходит изо рта, теплая или холодная? проверьте (холодная, узкая по середине язычка).
- Когда мы произносим звук [С`] - губы улыбаются, зубы сближены, а язык сильнее прижимается к нижним зубам и холодная воздушная струя с большей силой выходит изо рта. Поэтому, звук [С`] произносится мягко, нежно. Произнесите еще раз звук [С`].(дети произносят).
Выставляю схему характеристики звуков.
А теперь повторим по схеме, какой звук [С]? Кто нам скажет?
Ребенок дает характеристику звуку : «Звук [С] согласный, глухой,твердый.»
(Выставляю по одному символу, характеризующий данный звук.)
- Какой звук [С`]? (Звук [С`] Согласный, глухой, мягкий).
- Скажите, чем похожи звуки [С], [С`]? (оба звука согласные, глухие).
- А чем отличаются? (звук [С] – твердый согласный, звук [С`] - мягкий согласный звук).
- Раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы играть.
- Игра «Поймай Звук». Я произнесу звуки. Хлопните в ладоши, если услышите твердый согласный звук [С].
М С Т C` C Т` C` P C`Д С С`
- сосчитайте сколько раз я произнесу мягкий согласный звук [С`]
С` С С` Т С З С` С `С (4 РАЗА)
- Теперь следующая игра. Игра с мячом «Наоборот». Я произнесу слог, а вы должны назвать слог наоборот, изменив твердый согласный звук [С] на мягкий [С`], или, наоборот. Например: сы - си
СА - ся сю - су
Со – сё си - сы и т. д.
- А вот и другая игра «Запомни и повтори». Повторите цепочку слогов так, как я.
СА – ся – са, сю –су- сю и т. д.
Игра «Звуковые светофорики». - Саня и Сима много читают о работе людей разных профессий. Им очень нравятся профессии строителей. А какие строительные профессии вы знаете? (дети перечисляют – маляр, столяр, каменщик, штукатур, стекольщик, архитектор и т. д.) - Давайте поможем Сане и Симе определить в каких словах связанных с профессией строителей слышатся звуки [С], [С`]. Возьмите звуковые светофорики. Слушайте внимательно! Сейчас я назову слова. Если вы услышите в них твердый согласный звук [С] – поднимите синий светофорик, а если услышите мягкий согласный звук [С`] – поднимите зеленый светофорик.
Совок, носилки, песок, кусачки, просеивать, каска, складывать,строить, красить,замесить (глаголы)
Физминутка «Гномы строят новый дом»
Дин –дон, дин -дон (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом (стучим кулаком об кулак)
Красят стены крышу пол (движение рук вверх-вниз)
Прибирают все кругом (метем «метлой»)
Мы к ним в гости придем (шаги на месте)
И подарки принесем. (руки вперед ладонями вверх)
Компьютерная игра «Звукодомик» (с использованием анимации)
- Саня и Сима предлагают поиграть в игру «Звукодомик». Помогите расселить картинки по «квартирам». В первом подъезде будут жить картинки в названии которых слышатся звуки [С], [С`] в начале слова, во втором подъезде будут жить картинки в названии которых звуки [С], [С`] слышатся в середине слова, а в третьем подъезде будут жить картинки в названии которых звуки [С], [С`] слышатся в конце слова.
Внимательно рассмотрите картинки, назовите их, определите какие звуки слышатся в слове твердый согласный звук [С], или мягкий согласный звук [С`] и найдите их место в слове. (В слове совок звук С находится в начале слова). По щелчку мыши правильный ответ – картинки перемещаются в нужный «подъезд».
Игра «Один – много». Саня и Сима принесли картинки с изображением строительных предметов (плоскогубцы, доска, кирпич, кусачки, носилки, дрель, сетка, каска, стамеска, совок, молоток, кисть) и предлагают поиграть в игру «Один – много». Я назову предмет со словом «Один», а вы со словом «Много».
Например: одна стамеска – много стамесок… (картинки выставлены на доске).
Посмотрите внимательно на картинки. В названии какого предмета слышатся два звука [С]? (стамеска).
- Саня и Сима любят порядок. Давайте поможем ребятам убрать картинки в коробки! В коробку Сани отнесем картинки с твердым звуком [С],а в коробку Симы отнесем картинки с мягким звуком [С `]. Например: «Плоскогубцы я отнесу Сане» и т. д. (дети по очереди выходят, называют картинку и определяют её в нужную коробку). А почему вы не убрали картинки – кирпич, дрель, молоток? (потому что в этих словах нет звуков [С], [С`]).
- Саня и Сима хотят узнать, кому что нужно для работы? Компьютерная игра «Профессии» из «Игры для Тигры».
- Сима хочет узнать, из каких звуков состоит ее имя? Составьте схему слова СИМА. (Дети выполняют звуковой анализ)
- Назовите первый звук? Второй? Третий? Четвертый? [С`,И,М,А]
- Сколько всего звуков в слове Сима? (всего 4 звука)
- Сколько гласных звуков в слове СИМА? Назовите их. (два гласных звука [И, А])
- Сколько согласных звуков в слове СИМА.? Назовите их. (два согласных звука [С`, М ])
Сколько твердых согласных звуков в слове Сима? Назовите их. (один твердый согласный звук [М])
Сколько мягких согласных звуков в слове Сима? Назовите их. (один мягкий согласный звук [С`]).
- Теперь, Сима, ты знаешь, что твое имя состоит из 4-х звуков [С`,И,М,А]
Саня и Сима говорят вам спасибо дети! Теперь они научились различать звуки [С], [С`] и дарят вашей группе книгу о профессиях.
Итог. Скажите, дети, кому мы сегодня помогали? (Сане и Симе). Какие звуки мы учились различать? (звуки [С], [С`]).
Саня и Сима говорят вам спасибо и дарят вашей группе книгу о профессиях.
Вы сегодня были молодцы!