МААМ-картинки

Занятие по дифференциации звуков [С], [С`]

Минигулова Наталья Васильевна
Занятие по дифференциации звуков [С], [С`]
▼ Скачать + Заказать документы

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

подгрупповой организованной образовательной деятельности

по звуковой культуре речи

образовательные области: «Речевое развитие»

Тема: «Дифференциация звуков[С], [С`]».

Учитель-логопед

Минигулова Н. В.

Стаж работы 40лет

Категория : высшая

Туймазы

2019г.

Публикация «Занятие по дифференциации звуков [С], [С`]» размещена в разделах

ЦЕЛЬ: Формировать умения дифференцировать звуки [С], [С`] по мягкости и твердости.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) закрепить знания о механизме образования звуков [С], [С`] ;

2) формировать умение давать акустико – артикуляционную характеристику звукам [С], [С`], находить сходство и разницу между звуками;

3) упражнять в правильном произношении звуков [С], [С`] в слогах, словах дифференцировать их на слух и в произношении;

4) формировать умение определять наличие и место звуков [С], [С`] в слове;

5) уточнять понятия «твердый и мягкий согласные звуки»;

6) формировать умение делать звуковой анализ слова СИМА;

7) уточнить и расширить лексический запас по теме «Профессии».

Коррекционно-развивающие:

1) развивать подвижность речевого аппарата;

2) формировать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха)

3) формировать фонематический слух;

4) формировать фонематическое восприятие;

5) формировать зрительную и слуховую память;

6) формировать мышление, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

1) формировать мотивацию деятельности;

2) воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, доброжелательность, вежливость;

3) воспитывать усидчивость;

4) воспитывать самоконтроль за речью.

Ход

Орг. Момент. Обращаю внимание на гостей: «Посмотрите, дети! Как много гостей у нас сегодня. Поприветствуйте их. (дети здороваются). Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашем детском саду!»

Обращаю внимание детей на себя. - Утром солнышко проснулось

Нам ребята, улыбнулось,

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- Вы почувствовали тепло зимнего солнышка? (да)

- Подарите это тепло своему соседу и гостям. Вот с таким хорошим настроением мы и будем заниматься!

- Посмотрите, к нам в гости пришли Саня и Сима.

Саня и Сима не умеют различать звуки [c], [с`] и пришли к нам за помощью. Поможем им? (да)

А для этого мы поиграем с ними в разные игры.

Первая игра - «Ухо – нос- хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».(дети выполняют кинезиологическое упражнение «ухо-нос-хлопок).

- Мы с вами уже почувствовали тепло зимнего солнышка? А теперь давайте почувствуем холодок снежного ветерка. Возьмите снежинки и плавно подуйте на них по высунутому язычку. (Упражнение на дыхание

«Снежинка». Дети дуют на снежинку, выпуская узкую струю воздуха по высунутому язычку).

(дети садятся)

Сообщение темы:

- Скажите, с какого звука начинается имя мальчика – Саня? (со звука [С])

- С какого звука начинается имя девочки – Сима? (со звука [С`])

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [С], [С`].

Возьмите зеркала. Вспомним, как работают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звуки [С], [С`].

Произнесите твердый согласный звук [С]. Скажите, что делают губы, когда мы произносим звук [С]? (улыбаются)

В каком положении находятся зубы? (заборчиком, сближены, между ними небольшая щель).

Где находится широкий кончик языка? (упирается в нижние зубы)

Какая воздушная струя выходит изо рта, теплая или холодная? проверьте (холодная, узкая по середине язычка).

Теперь произнесите мягкий согласный звук [С`].

Скажите, что делают губы, когда мы произносим звук [С`]? (улыбаются)

В каком положении находятся зубы? (заборчиком, сближены, между ними небольшая щель).

Где находится широкий кончик языка? (еще сильнее прижимается к нижним зубам)

Какая воздушная струя выходит изо рта, теплая или холодная? проверьте (холодная, узкая по середине язычка).

- Когда мы произносим звук [С`] - губы улыбаются, зубы сближены, а язык сильнее прижимается к нижним зубам и холодная воздушная струя с большей силой выходит изо рта. Поэтому, звук [С`] произносится мягко, нежно. Произнесите еще раз звук [С`].(дети произносят).

Выставляю схему характеристики звуков.

А теперь повторим по схеме, какой звук [С]? Кто нам скажет?

Ребенок дает характеристику звуку : «Звук [С] согласный, глухой,твердый.»

(Выставляю по одному символу, характеризующий данный звук.)

- Какой звук [С`]? (Звук [С`] Согласный, глухой, мягкий).

- Скажите, чем похожи звуки [С], [С`]? (оба звука согласные, глухие).

- А чем отличаются? (звук [С] – твердый согласный, звук [С`] - мягкий согласный звук).

- Раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы играть.

- Игра «Поймай Звук». Я произнесу звуки. Хлопните в ладоши, если услышите твердый согласный звук [С].

М С Т C` C Т` C` P C`Д С С`

- сосчитайте сколько раз я произнесу мягкий согласный звук [С`]

С` С С` Т С З С` С `С (4 РАЗА)

- Теперь следующая игра. Игра с мячом «Наоборот». Я произнесу слог, а вы должны назвать слог наоборот, изменив твердый согласный звук [С] на мягкий [С`], или, наоборот. Например: сы - си

СА - ся сю - су

Со – сё си - сы и т. д.

- А вот и другая игра «Запомни и повтори». Повторите цепочку слогов так, как я.

СА – ся – са, сю –су- сю и т. д.

Игра «Звуковые светофорики». - Саня и Сима много читают о работе людей разных профессий. Им очень нравятся профессии строителей. А какие строительные профессии вы знаете? (дети перечисляют – маляр, столяр, каменщик, штукатур, стекольщик, архитектор и т. д.) - Давайте поможем Сане и Симе определить в каких словах связанных с профессией строителей слышатся звуки [С], [С`]. Возьмите звуковые светофорики. Слушайте внимательно! Сейчас я назову слова. Если вы услышите в них твердый согласный звук [С] – поднимите синий светофорик, а если услышите мягкий согласный звук [С`] – поднимите зеленый светофорик.

Совок, носилки, песок, кусачки, просеивать, каска, складывать,строить, красить,замесить (глаголы)

Физминутка «Гномы строят новый дом»

Дин –дон, дин -дон (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Гномы строят новый дом (стучим кулаком об кулак)

Красят стены крышу пол (движение рук вверх-вниз)

Прибирают все кругом (метем «метлой»)

Мы к ним в гости придем (шаги на месте)

И подарки принесем. (руки вперед ладонями вверх)

Компьютерная игра «Звукодомик» (с использованием анимации)

- Саня и Сима предлагают поиграть в игру «Звукодомик». Помогите расселить картинки по «квартирам». В первом подъезде будут жить картинки в названии которых слышатся звуки [С], [С`] в начале слова, во втором подъезде будут жить картинки в названии которых звуки [С], [С`] слышатся в середине слова, а в третьем подъезде будут жить картинки в названии которых звуки [С], [С`] слышатся в конце слова.

Внимательно рассмотрите картинки, назовите их, определите какие звуки слышатся в слове твердый согласный звук [С], или мягкий согласный звук [С`] и найдите их место в слове. (В слове совок звук С находится в начале слова). По щелчку мыши правильный ответ – картинки перемещаются в нужный «подъезд».

Игра «Один – много». Саня и Сима принесли картинки с изображением строительных предметов (плоскогубцы, доска, кирпич, кусачки, носилки, дрель, сетка, каска, стамеска, совок, молоток, кисть) и предлагают поиграть в игру «Один – много». Я назову предмет со словом «Один», а вы со словом «Много».

Например: одна стамеска – много стамесок… (картинки выставлены на доске).

Посмотрите внимательно на картинки. В названии какого предмета слышатся два звука [С]? (стамеска).

- Саня и Сима любят порядок. Давайте поможем ребятам убрать картинки в коробки! В коробку Сани отнесем картинки с твердым звуком [С],а в коробку Симы отнесем картинки с мягким звуком [С `]. Например: «Плоскогубцы я отнесу Сане» и т. д. (дети по очереди выходят, называют картинку и определяют её в нужную коробку). А почему вы не убрали картинки – кирпич, дрель, молоток? (потому что в этих словах нет звуков [С], [С`]).

- Саня и Сима хотят узнать, кому что нужно для работы? Компьютерная игра «Профессии» из «Игры для Тигры».

- Сима хочет узнать, из каких звуков состоит ее имя? Составьте схему слова СИМА. (Дети выполняют звуковой анализ)

- Назовите первый звук? Второй? Третий? Четвертый? [С`,И,М,А]

- Сколько всего звуков в слове Сима? (всего 4 звука)

- Сколько гласных звуков в слове СИМА? Назовите их. (два гласных звука [И, А])

- Сколько согласных звуков в слове СИМА.? Назовите их. (два согласных звука [С`, М ])

Сколько твердых согласных звуков в слове Сима? Назовите их. (один твердый согласный звук [М])

Сколько мягких согласных звуков в слове Сима? Назовите их. (один мягкий согласный звук [С`]).

- Теперь, Сима, ты знаешь, что твое имя состоит из 4-х звуков [С`,И,М,А]

Саня и Сима говорят вам спасибо дети! Теперь они научились различать звуки [С], [С`] и дарят вашей группе книгу о профессиях.

Итог. Скажите, дети, кому мы сегодня помогали? (Сане и Симе). Какие звуки мы учились различать? (звуки [С], [С`]).

Саня и Сима говорят вам спасибо и дарят вашей группе книгу о профессиях.

Вы сегодня были молодцы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактический материал для навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков Для развития речи необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух - способность.

Дидактическое пособие «Ежик Яша» для автоматизации и дифференциации звуков [Ш] и [Ж]Дидактическое пособие «Ежик Яша» для автоматизации и дифференциации звуков [Ш] и [Ж] (дидактическое пособие для автоматизации и дифференциации звуков Ш и Ж) Возможные варианты игр с детьми Вариант 1. Цель: автоматизация.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [р]-[р’] в логопедической подготовительной к школе группе Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков Р-Рь. Цели: 1. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки р-рь;.

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ц] «Спор совы и цапли» " Дифференциация звуков (с-ц): Спор совы и цапли" для подготовительной логопедической группы. Цель:закрепление знаний о звуках и буквах.

Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш Тема занятия: Различай звуки [С] и [Ш]. Этап: дифференциация звуков [С] и [Ш] (указать этапы:.

Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [К] –[ Г] в слогах, словах, словосочетаниях Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [К] –[ Г] в слогах, словах, словосочетаниях. Задачи. Коррекционно-образовательные.

Логопедическое занятие по дифференциации звуков [С]  — [Ш] ТЕМА: Дифференциация звуков «С»-«Ш». Цель: формирование умения дифференцировать близкие по артикуляционным признакам глухие согласные звуки.

Открытое занятие по дифференциации звуков [Н] -[Н`] в подготовительной к школе группе Конспект занятия по дифференциации звуков [н] - [н`] в подготовительной к школе группе. «Страна невыученных уроков" Цель: закрепить умение.

Занятие по звуковой культуре речи по дифференциации звуков [с]-[ш] на тему «День защитника Отечества» Занятие по звуковой культуре речи на тему по дифференциации звуков [с]-[ш]. Тема «День защитника отечества» Задачи: 1. Закрепить правильное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по дифференциации звуков [С], [С`]
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 22:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по дифференциации звуков [С], [С`]» (включая файлы) размещена пользователем Минигулова Наталья Васильевна (УИ 1784742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД