Федора Романова
Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по дифференциации звуков С-Ш
Тема занятия : Различай звуки [С] и [Ш].
Этап: дифференциация звуков [С] и [Ш] ( указать этапы: в слогах, словах, предложениях, тексте).
Цели:
1. Образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков [С]–[Ш] и их акустических особенностях;
- установление отличительных признаков в механизме организации звуков и их акустических особенностей.
Публикация «Конспект открытого занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
2. Коррекционные:
- закрепление сформированных условно-рефлекторных связей на заменяемый звук;
- уточнение артикуляционных и акустических особенностей заменяемого звука;
- закрепление отличительных дифференцировок в артикуляционных и акустических признаков этих звуков;
- развитие фонематического слуха и закрепление его на данные акустические образы;
- формирование навыков звукового анализа;
- закрепление дифференцированного произношения звуков [С] и [Ш] в самостоятельном произношении ребенка.
3. Воспитательные: формирование целеустремленности, аккуратности, желания красиво и правильно говорить.
Оборудование: ПК, зеркало, пособия для развития воздушной струи, схема-таблица артикуляции звуков [С]–[Ш], буквы, картинки, слова-домики для графического анализа предложений.
Ход занятия:
Этапы Содержание
1. Организационный момент Ребенок слушает музыку (негромкую, спокойную) с закрытыми глазами в расслабленной позе.
2. Объявление темы - Отгадай загадки:
1) Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
- С какого звука начинается слово сова? (Со звука [С])
2) Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)
- Назовите первый звук в слове шарф.
- Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [С] и [Ш]. Но сначала выполним зарядку для язычка.
3. Артикуляционная гимнастика Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
1. «Улыбка»- «Бублик»
2. «Чашечка»
3. «Вкусное варенье»
4. «Почистим зубки»
5. «Блинчик»
6. Упражнение для развития воздушной струи: подуть в колпачок.
4. Проговаривание изолированного звука - Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем еще насосом: с-с-с. (Дети, имитируя накачивание насоса, длительно произносят: ссс).
- Хорошо накачали шины, только слышишь, воздух шипит. Оказалось, что в шине есть маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Слышишь? ш-ш-ш. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. Вот теперь можно кататься на велосипедах.
Логопед показывает картинку с изображением шины и спрашивает:
- Помните, как воздух шипел, когда выходил из шины?
Затем показывает картинку с изображением насоса.
- А как воздух свистел, когда выходил из насоса?
- А теперь будь внимательными, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны посвистеть «ссс», а если с изображением шины – пошипеть «шшш».
Логопед показывает то насос, то шину, а дети называют звуки, соответствующие этим картинкам.
5. Анализ артикуляции Вывешиваются схемы-таблицы:
- Я нарисовала таблицу, но запуталась какая из них относится к звуку [С], а какая к звуку [Ш].
Дети проверяют положение органов артикуляции у себя с помощью зрительного контроля.
6. Характеристика звуков - Как вы думаете : звук [С] гласный или согласный? Почему согласный? А звук [Ш]? Скажите, звук [С] глухой или звонкий? А звук [Ш]? (дети проверяют, опираясь на кинестетический контроль).
7. Связь звуков и букв Комп. программа: Букварь
Задание 11 - На что похожа буква С; Раскрась букву С
Задание 23 - На что похожа буква Ш; Раскрась букву Ш
8. Развитие фонемат-ического слуха Комп. программа: Развитие речи
Звуки – двойняшки» : Помести картинки в корзинки. Звуки С, Ш;
9. Дифференциация в слогах - Посмотри, сколько цветов выросло на поляне.
Предлагается прочитать слоги, написанные на цветках, вначале слоги со звуками, которые не получились:
са ас аса
су ус усу
со ос осо
Затем со звуком, на который заменялся:
ша аш аша
шу уш ушу
шо ош ошо
Теперь с сопоставлением: са-ша, су-шу, со-шо.
10. Дифференциация звука в словах Появляется грустный Буратино.
- Буратино, почему ты такой грустный?
Буратино: Да, вот попросила Мальвина показать в букваре где мишка, а где миска. Но я не знаю.
Логопед предлагает помочь Буратино. Раздаются картинки с изображением мишки и миски.
- Положи красную фишку, где мишка, а синюю – где миска. Назови первую картинку (ребенок называет, а теперь вторую картинку.
- Скажи, чем слова мишка, миска, похожи друг на друга? Чем они отличаются?
Буратино: Какая, Настенька, ты умная. Попробуем составить предложения с этими словами?
Дети самостоятельно составляют предложения, если затрудняются, предлагается дополнить предложения: По лесу идет. (мишка). Кашу едят из. (миски). На столе стоит. (миска). В берлоге спит. (мишка).
11. Звуко-слоговой анализ - Сколько частей в слове миска? (2).
- Определи место звука [С] в слове.
Также разбирается слово «мишка».
12. Дифференциация звуков в предложении Вместе с ребенком разбираются придуманные им предложения со словами «миска – мишка».
Проводится графический анализ предложения с выкладыванием слов-домиков.
13. Дифференциация в тексте Предлагается повторить чистоговорки со звуками [С]–[Ш] :
Са-ша-са - Соня моет малыша.
Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
14. Домашнее задание 1. Придумать по 5 слов со звуком [С] и со звуком [Ш].
2. Выучить стихотворение:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
15. Итог занятия - Какие звуки мы учились различать?
- Кто хочет рассказать все, что он знает о звуке [С]?
- А о звуке [Ш] кто расскажет?
- Какие слова вы запомнили со звуком [С]? А со звуком [Ш]?
- Что больше всего понравилось на занятии?
16. Оценка Положительно оценить активность детей, участие, качество звучания речи.
Анализ занятия
ФИО логопеда Романова Федора Егоровна
Место проведения ЦРР – ДС №10 «Туллукчаан» г. Якутск
Анализирующий Кротова Айталина Владимировна
Цель посещения Анализ открытого занятия
Форма занятия Подгрупповое занятие
Тема занятия Различай звуки [С] и [Ш].
Возраст, количество детей 7 лет, 2
Анализ целей и задач занятия
Цели и задачи соответствуют возрасту детей и этапу работы по дифференциации звуков.
Анализ структуры и организации занятия Структура занятия построена грамотно, методически правильно. Введены разнообразные игровые, ИКТ приемы, что способствовало активизации детей.
Анализ этапов занятия
Этапы занятия логически взаимосвязаны, тема занятия отражается во всех этапах.
Оценка коррекционной направленности занятия : На занятии проводилась работа по развитию психических функций детей, предложенные задания были с учетом тяжести речевого дефекта, использовали работу кинестетических анализаторов.
Анализ работы и поведения детей на занятии Дети проявляли интерес, были активны, справились с заданиями.
Личность логопеда Речь логопеда грамотная, вопросы четкие, добивалась правильного выполнения заданий.
Результаты занятия Цели занятия достигнуты.
Общие выводы и предложения Включить элементы творчества детей.