Фролова Мария Александровна
Занятие педагога-психолога «Страна эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ
Педагог-психолог : Фролова М. А.
Тема: «Страна эмоций»
Цель:
- развивать эмоциональную сферу дошкольников, умение распознавать эмоции других (на иллюстрациях, картинках, фотографиях, умение управлять своими эмоциями, эмпатию (сочувствие);
- закрепить эмоциональный словарь ( чувства: радость, обида, грусть, гнев, спокойствие, испуг);
- воспитывать доброжелательность, чувство единства;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Оборудование: фото эмоциональных состояний, фонарики, магнитофон, улыбки и усы (в форме монокля, мяч, подушка.
Ход занятия.
1. Приветствие. А теперь по доброй традиции скажем друг другу приветствие по кругу.
1) Упражнение «Назови соседа ласково»
Цель: снятие эмоционального напряжения, воспитание доброжелательности.
Дети сидят полукругом и по очереди здороваются со своими соседями, называя их имена в короткой ласковой форме. Например: «Привет, Полиночка», «Я рад тебя видеть, Илонушка» и т. д.
2. Мотивационный этап. «Страна Эмоций».
Ребята закройте глаза, возьмитесь за руки, мы отправляемся в путешествие.
В страну Эмоций отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Гаснет свет, звучит музыка (в это время на доске появляются пиктограммы эмоции).
3. Основная часть (актуализация знаний).
Психолог: «Ребята, посмотрите куда мы попали? Ответы детей? Что это появилось на доске? …Что же такое эмоции?»
Молодцы. Действительно эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Ну что ж раз вы такие молодцы, наверно, и эмоции распознавать умеете? Сейчас проверим.
1) Упражнение «Узнай эмоции».
Цель: развитие умения распознавать эмоции, умения управлять своими эмоциями (волевым усилием поменять свое настроение с помощью подручных средств).
- Дети, вы наверняка уже знаете, что у людей бывают разные эмоции. Давайте рассмотрим с вами фотографии детей и определим, какие же эмоции они испытывают. ( Психолог по очереди демонстрирует фотографии детей с разным настроением: веселый, грустный, мрачный, сердитый, спокойный. Дошкольники называют, какие эмоции испытывают дети на фото).
- Дети, давайте подумаем, что могло случиться с детьми на этих фотографиях. Почему у каждого из них именно такое настроение, как его можно изменить. (Придумать вместе с детьми жизненную ситуацию на каждую картинку). Детям предлагаются способы поднятия настроения (улыбки и усы – монокли, шарики, мягкие мячи, веселая музыка, а затем успокоения (лёгкая музыка, дыхание, положение тела).
2) Подвижная гимнастика. Упражнение «Будь внимательным».
Цель: обеспечение двигательной активности, развитие памяти, переключение внимания, закрепление знаний об эмоциях.
- Дети, мы с вами хорошо поработали. Молодцы! Теперь можем и отдохнуть. (Дети встают из-за столов и проходят на ковер. Становятся в линию напротив психолог).
- А сейчас мы немного подвигаемся. Я буду показывать вам схемы с изображением настроений: радостный, сердитый и спокойный. А вы с помощью различных движений и выражений лица попробуете изобразить это настроение. ( Например: радостное настроение - дети прыгают, улыбаются; сердитый - топают ножками, хмурят брови, сжимают кулачки; спокойный - не двигаются, стоят или сидят. Психолог по очереди показывает пиктограммы в разном порядке. В завершение упражнения, демонстрируется пиктограмма покоя. Упражнение повторяется 2-3 раза.)
3) Сказкотерапия. «Сказка о Слоненке с шариками» Елены Белинской.
Цель: развитие социально-приемлемого поведения, эмпатии, закрепление знаний об эмоциях.
- Дети, присаживайтесь на стульчики. Раз вы такие молодцы, значит сможете мне помочь. Я прочту вам историю, которая называется «Слоненок с шариками», слоненок попал в сложную ситуацию и ему нужна помощь. (Во время слушания дети периодически повторяют действие, которое происходит в сказке).
Сказка «Слоненок с шариками»
Жил-был маленький слоник. Мама и папа его очень любили. Они вместе гуляли, купались в реке и пускали фонтаны воды из своих длинных хоботков. Маленький Слоненок очень любил проводить время с родителями. Однажды, гуляя по парку с родителями, он увидел у Обезьянки большой воздушный шарик. Слоненку очень понравился шарик, и он захотел такой же.
- Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите и мне такой же, пожалуйста!
Родители купили ему красивый желтый шарик. Слоненок был очень счастлив: везде ходил со своей шариком, а когда ложился спать, привязывал его к своей кровати. (Психолог спрашивает, какое настроение у Слоненка. Детям предлагается показать, как слоненок радуется новому шарику. Психолог вешает пиктограмму «Радость» на доску).
Гуляя в следующий раз с родителями по парку, Слоненок увидел у Мишки большой зеленый шарик и снова попросил родителей купить такой же. Родители не хотели огорчать любимого сыночка и купили. Вскоре малыш захотел иметь красный, синий шарики, а потом еще и еще. У родителей не осталось денег, тогда Слоненок начал капризничать и кричать: «Купите мне шарик, купите, купите.» (Дети определяют настроение Слоненка и показывают, как он сердится и капризничает. Психолог вешает значок «Гнев» на доску.) Родителям пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать денег на новые шарики для сыночка. И чем больше он требовал шариков, тем дольше родители задерживались на работе. Они меньше проводили времени с сыном, а прогулки в парк совсем прекратились. Слонику стало грустно самому, и большое количество шариков его уже не радовало. (Дети показывают, как слоненок тосковал. Психолог вешает пиктограмму «Печаль» на доску).
- Почему Слоненку было грустно? (Ответы детей).
В комнате Слоника было столько шариков, что он не мог пошевелиться. Тогда он собрал все свои шарики и вышел во двор. Шариков было так много, что они стали его поднимать все выше и выше на небо. Слоненок испугался, что никогда не увидит своих родителей, и начало звать на помощь: «Помогите! Помогите!». (Детям предлагается представить, что они все летят, и в этот момент им очень страшно. Психолог вешает значок «Страх» на доску)
Он стал отпускать по одному шарику и их становилось все меньше и меньше. Слоненок начал опускаться вниз. Спустившись, он задумался.
Обсуждение сказки:
- Как вы думаете, о чем подумал Слоненок? (Послушать мнение детей.)
Возможно, о том, как было хорошо гулять с родителями по парку, купаться в реке и пускать фонтанчики воды из хобота? Как чувствует себя сейчас Слоненок? (Дети определяют настроение героя. Изображают стыд. Психолог вешает на доску пиктограмму «Стыд»).
- Что для этого может сделать именно Слоненок? Подскажите ему, пожалуйста! (Дети обсуждают, что неправильно сделал Слоненок, и как ему можно помочь.)
Психолог. Молодцы! Вы помогли Слоненку понять, что он делал не так, и исправить ошибки. А теперь, посмотрите на доску. Давайте вспомним, как менялось настроение Слоненка течение сказки: радость, гнев, печаль, страх, стыд.
4. Заключительная часть.
1) Релаксация «В лесу».
Цель: психоэмоциональная разгрузка.
- Дети, вам понравилась сказка? Вы были очень внимательны, молодцы! Устали? Давайте отдохнем. Гаснет свет и звучит музыка.
Закройте глаза. Представьте лес: деревья, кусты, цветы. Вы в лесу сидите на большом пеньке. Сядьте на него. Вы слышите пение птиц, шелест травы. Солнышко через листочки своими нежными лучиками греет ваши щечки, ручки, ножки. Теплый ветерок как будто окутывает вас одеялом. Вам легко и приятно. Прислушайтесь к себе. Не спеша, открывайте глаза. Посидите минуту.
2) Итог занятия. Рефлексия.
Беседа с детьми: Вот мы и вернулись из нашего путешествия.
- Где мы были, что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- Какая игра была интересной?
- С кем из ваших друзей вы путешествовали вместе и помогали друг другу?
- А какое у вас сейчас настроение?
3) Прощание.
Цель: воспитание доброжелательности.
Психолог: Ребята, вы большие молодцы!
А теперь, давайте станем в круг, возьмемся за руки (легкое покачивание руками) и повторяем за мной: «Всем, всем желаем быть здоровыми! До свидания!».