Оксана Быкова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со страной звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Знакомство со Страной Звуков»
Программное содержание:
познакомить детей с понятием «звук», с помощью чего произносятся звуки;
дать понятие «длинных» и «коротких» слов, учить различать «длинные» и «короткие» слова;
развивать речь, фантазию, память, умение доказывать свою точку зрения;
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Знакомство со страной звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, слушать товарищей.
Методические приёмы: наблюдение, сюрпризный момент, показ, объяснение, вопросы, дидактическая игра, игровое упражнение.
Материал: картинки персонажей Лисёнок, Ёжик, Мудрая Сова, тетради «По дороге к Азбуке», «Наши прописи», картинки – линейка длинная зелёная, короткая красная, зубы, язык, рот, щёки, аудиозапись – тиканье часов, пение птиц, машина, предметы - ремень, шарф, указка, матрешка, клей, спичка, ветка.
Ход НОД:
1. Эмоциональный настрой
Дети стоят на ковре в кругу.
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмёт,
Каждый мне привет пошлёт.
2. Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации
- Ребята, к нам пришли гости – это Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова. И они предлагают нам отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.
-Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы услышали? (аудиозапись звук машины, пение птиц, тиканье часов)
Всё что вы сейчас услышали – это и есть звуки.
Итак, отправляемся в страну Азбуку через страну Звуков.
Загадка
-Угадайте на чём мы поедем?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
- Что это? (Это поезд.)
Пора занимать свои места в вагончиках. Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова уже уселись.
- Подудите, как паровозик. (Ту-ту)
- Как стучат вагончики? (Чух-чух-чух)
3. Станция «Звуки»
-Мы прибыли на станцию «Звуки». Пройдите к своим тетрадям. Откройте тетрадь на первой странице и скажите, кого увидели Ёжик и Лисёнок?
Лисёнок решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал? (Он услышал кар, ме, гав, кукареку, му, игого)
-Можно ли всё, что вы произнесли назвать звуками? (Можно)
Это значит, что мы уже попали в страну Звуков.
Речевая игра
-Ребята, Ёжик хочет с вами поиграть и предлагает вместе сочинить стихотворение.
Воспитатель: Подпевает козлик мне:
Дети: Бе-бе!
Воспитатель: Лает пёсик, хвост задрав:
Дети: Гав-гав!
Воспитатель: А петух мне на бегу
Прокричал….
Дети: Кукареку!
Воспитатель: А котёнок пискнул:
Дети: Мяу!
-Какие звуки вы произнесли?
Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. Мудрая Сова хочет вам что-то сказать. Оказывается, звуки речи возникают во рту.
-Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык)
А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щёки)
Попробуйте закрыть рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
Получилось? Можно ли разговаривать без помощи губ, языка, щёк и зубов?
Игра «Отгадай загадку»
Когда мы едим - они работают,
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить –
Они заболят. (Зубы)
Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй. (Щёки)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы спим. (Язык)
Длинные и короткие предметы
Мудрая Сова вручила Ёжику и Лисёнку две линейки. Это одинаковые линейки? (Зелёная – длинная, красная – короткая)
Ёжику и Лисёнку надо разложить предметы на длинные и короткие. Поможем? (ремень, шарф, указка, матрешка, клей, спичка, ветка)
Молодцы, вы помогли Ёжику и Лисёнку справиться с испытанием.
Длинные и короткие слова
- Ребята, Мудрая Сова хочет открыть вам секрет. Оказывается, слова, как и предметы, бывают длинные и короткие. В длинных словах много звуков, поэтому они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор. А в коротких словах мало звуков. Эти слова произносятся коротко. Например: дом.
Бывает так, что длинные предметы называются длинным словом. Э-лек-трич-ка. Бывает и наоборот: длинный предмет – коротким словом, а короткий – длинным.
Давайте и мы поиграем в слова. (С мячом)
Я буду называть слова. А вы скажите, длинные они или короткие:
Круг, вос-пи-та-тель-ни-ца, дым, вен-ти-ля-тор, сад, те-ле-фон, соль.
Какие вы молодцы, Ёжик и Лисёнок говорят вам спасибо.
4. Рефлексия
Но наше путешествие закончилось. Давайте скажем «До свидания» Ёжику, Лисёнку и Мудрой Сове. Садимся на поезд и возвращаемся в группу.
С кем мы сегодня познакомились?
В какой стране мы сегодня очутились?
Вам понравилось на занятии?
Что вам понравилось?
Спасибо за участие.
Спасибо за внимание.