Наталья Барахтина---
Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование местных художественных промыслов
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей стране Нижегородская область занимает едва ли не первое место по богатству и разнообразию народных художественных промыслов: городецкая роспись, мозаика, семёновская игрушка, резьба по дереву, горящие золотом изделия хохломы и многое другое.
В изделиях декоративно-прикладного искусства человек выражает своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты в художественной форме. Изделия, сделанные руками человека, которые увидят дети раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
Публикация «Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование местных художественных промыслов» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Н. П. Сакулина говорила о том, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому пониманию и чувству. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие цвета узоров, симметрия, лаконичность формы привлекают детей, вызывают желание воспроизвести увиденное. Дети создают узоры на изделиях быта, элементах одежды, расписывают игрушки.
Организация работы воспитателем по декоративному рисованию:
1. Изучение теоретических вопросов, ознакомление со спецификой декоративной росписи;
2. Отбор учебного материала (дымковская игрушка, гжель, городецкая роспись, хохлома, дополнительные темы: Филимоновская игрушка, Полхов-Майданская, Каргопольская роспись);
3. Составление перспективного плана работы с детьми:
a. отработка темы в течение 4-5 занятий по декоративному рисованию,
b. организация самостоятельной деятельности детей – д/и, раскраски, фольклор,
c. Итоговое мероприятие: тематические выставки, экскурсии, досуги; вручение подарков – изделий, расписанных своими руками.
4. Подготовка наглядных пособий, уголка художественно-эстетического развития со сменяемой тематической выставкой изделий декоративно-прикладного искусства.
5. Применение детьми полученных знаний, умений и навыков в других видах деятельности.
6. Всё это ставит перед педагогом задачу более глубокого изучения творческого опыта народных мастеров, овладение навыками декоративного рисования.
Знакомство детей с народным искусством начинается с рождения. Это колыбельные, народные сказки с яркими иллюстрациями (Ю. Васнецов, В. Андриевич, А. Похомов и др); игрушки, расписанные мастером вручную. Здесь ребёнок знакомится с «избушкой», узнаёт о особенностях быта, предметах одежды (кафтан, сарафан, кокошник и т. д., старины.
Задача воспитателя в детском саду – как можно полнее и разнообразнее отобразить черты народного искусства. Знакомить детей с народным искусством можно по литературным произведениям, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра презентаций и фильмов.
Занятия в группе часто проводятся в форме сюжетной игры, например, «Выставка народного творчества», «Сувенирный магазин». После посещения музея школы, похода в мини-музей «Русская изба» в ДОУ, дети в группе организуют свои выставки: сами создают, расписывают изделия, примеряют на себя роль экскурсовода. Предметы декоративно-прикладного искусства становятся атрибутами в детской игре.
Большое значение в обогащении детских представлений принадлежит рассказу воспитателя. Что должен включать такой рассказ?
Прежде всего сведения о родине и достопримечательностях искусства. Рассказать о талантливых народных умельцах, которые создают не только полезные, но и красивые вещи. Отметить, какими приёмами создаются предметы декоративно-прикладного искусства, какие используются материалы, орнаменты, цвета. Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узора, тому, как в орнаменте отражаются природные особенности и условия жизни.
Задачи обучения декоративному рисованию:
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства.
2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых.
3. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изоумений: освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;
4. Воспитание чувства формы, ритма, симметрии.
5. Воспитание активности самостоятельности
Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения дети переносят в новые необычные условия. В самостоятельной деятельности они сами продумывают, что будут делать и последовательность выполнения.
Подводя итоги, можно сказать, что главная задача воспитателя – обогащать представления ребенка об окружающей его действительности и научить ребенка передавать эти впечатления в продуктах его творческой деятельности.
Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. Поэтому важно в сотрудничестве с родителями создавать доступную, развивающую предметно-пространственную среду и предоставлять возможность для самостоятельного творческого поиска ребенка.
При этом важно систематически проводить занятия для обогащения знаний об окружающем мире и формирования технических умений и навыков ребенка по художественно-эстетическому развитию.