Альбина Беляева
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие муз ыки.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений.
Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д. Д. Шостакович.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.
В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.
Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.
Второй год жизни.
При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции : веселое оживление или спокойное настроение.
Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание
Третий и четвертый год жизни.
В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.
Пятый год жизни.
Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
Шестой и седьмой год жизни.
На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу.
Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать её и наслаждаться ею.
Все эти навыки надо прививать детям начиная с раннего возраста.
Музыкально-дидактические игры используемые в процессе слушания музыки.
«СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО».
(для детей старшего возраста).
Игровой материал.
Запись инструментальной музыки, знакомой детям; картинки с музыкальными инструментами (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.).
Ход игры.
Детей делят на 2 или 3 команды и усаживают их за столы, на которых лежат картинки с музыкальными инструментами. Им включают знакомое музыкальное произведение, после прослушивания дети должны определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе, выигрывает та команда, которая нашла все инструменты правильно и быстрее других команд.
Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.
СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»
Игра на различение формы музыкального произведения
Игровой материал : Кружки и прямоугольники разного цвета.
Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне, передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Методика проведения: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант -выполнение задания несколькими детьми – кто правильно?
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»
Игра на определение характера музыки
Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настрения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки :
Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);
Грустная, жалобная;
Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Раздаточный: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры:
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора. Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
«КТО ПОЁТ?»
Игра на определение регистра.
Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.
Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).
Методика проведения: Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки, в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.
«УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ!»
Игра на закрепление знаний о регистрах.
Ход игры. Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".
Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.
Зачитываются стихи.
Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.
Без труда могу я сам их узнать по голосам:
Слышу: мама говорит. Мамин - звонкий, серебристый;
Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.
Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.
Музыкальный репертуар. «Кто поет?» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.
«ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЕР»
Игра – моделирование на знание жанров музыки.
Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.
Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.
Методика проведения:
Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.
- Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»
Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.
Дети становятся в круг.
- Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.
(Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).
- Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить?
В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? Ответ детей.
Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка»
Д. Б. Кабалевский.