Людмила Михайлова
Эссе «Роль интегрированного занятия в развитии у детей элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
“Как сделать жизнь маленького ребенка более интересной, мобильной и познавательной?” - думаю, этим вопросом хоть раз задавался каждый воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос, на мой взгляд, необходимо работать с полной отдачей сил и души. Мое педагогическое кредо - «С душой работать - и придет успех!». Вы спросите: “Как это работать с душой?” Ответ я думаю, очевиден: в каждом ребенке нужно увидеть личность, уважать её, а затем и полюбить. Именно тогда, захочется творить, выдумывать, постигать новое во имя детей.
Публикация «Эссе „Роль интегрированного занятия в развитии у детей элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Воспитатель- созидатель. Он умеет превращать действительность в увлекательное познание мира, дает возможность ребенку почувствовать себя в роли первооткрывателя, радуется вместе с ним теплому дождику, яркому солнышку, первому снегу, вызывая у ребенка радость и восторг. Воспитатель – друг ребенка. Он берет его за руку и ведет в удивительный, прекрасный мир, пробуждая его лучшие качества. Когда после долгих неудач ребенок восклицает «получилось!» и обретает веру в себя, его победа становится и победой воспитателя.
Любовь детей и доверие родителей - лучшая оценка труда воспитателя.
В моем труде – радость творчества, способность сопереживания.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС - принцип интеграции образовательных областей.
Что такое интеграция?
“Интеграция (от латинского integration – восполнение, целый) объединение частей в целое”
Либо “Интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. В детском саду механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства.
Цель интеграции - обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
В рамках обычного занятия, не всегда, получается, творчески подходить к изучению нового материала, закреплению изученного. Вот тогда-то нам на помощь и приходит интегрированная форма занятия. Данная форма является не новой, и широко используется в рамках развивающего дошкольного образования. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями; позволяет повысить интерес детей к познанию окружающего мира, быть мобильными при решении любых нестандартных жизненных ситуаций, развивает монологическую речь.
Согласно ФГОС ДО программа должна строиться на основе принципа интеграции следующих образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие
-познавательное развитие
-речевое развитие
-художественно-эстетическое развитие
-физическое развитие
Формирование элементарных математических представлений дошкольника входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на получение первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме,цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.)
Интеграция математического развития может осуществляться через все образовательные области.
Большинство занятий по ФЭМП носят интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию. Формированию у детей элементарных математических знаний способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций)
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы детей, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности.
Интерес детей необходимо поддерживать в течение всего занятия.
Я думаю, что для начинающих воспитателей интегрированная форма работы может показаться сложной, так как она предъявляет к педагогу следующие требования:
• Совершать с детьми “маленькие” открытия, отвечая на проблемные вопросы;
• Проводить несколько дидактических игр из разных образовательных областей;
• Продумывать логическую взаимосвязь изучаемого материала.
• Давать своим воспитанникам большое количество учебного материала в сжатом виде (т. е. использование принципа минимакса);
Но поверьте, всё это стоит того, чтобы преодолеть в себе страх: “что у меня это не получится”. Такие занятия дают возможность для самореализации, самовыражения и творчества педагога; повышают уровень развития детей и их творческую активность.
Работая с данной формой в непосредственно образовательной деятельности уже много лет, могу сделать вывод, что комбинировать можно все образовательные области, но в пределах разумного.
На своих занятиях я комбинировала такие образовательные области:
• Образовательные области “Познание”, “Художественное творчество и “Коммуникация”;
• Образовательные области “Познание”, Коммуникация, Художественное творчество, Здоровье и “Чтение художественной литературы”;
• Образовательные области “Познание”, “Коммуникация, Физическое развитие” и “Музыка”;
• Образовательные области “Познание, Коммуникация, Здоровье,” и “Музыка”;
• Образовательные области “Познание”, Коммуникация, Художественное творчество и “Музыка”;
• Образовательные области “Познание, Здоровье” и “Коммуникация”;
• Образовательные области Познание”, “Коммуникация” и “Безопасность”;
• Образовательные области “Коммуникация”, “Познание” и “Художественное творчество”;
• Образовательные области “Художественное творчество” и “Познание”;
• Образовательные области “Социализация”, “Познание и Художественное творчество”;
• Образовательные области “Социализация”, “Музыка” и “Физическая культура”;
• Образовательные области “Познание” и “Физическая культура”;
• Любая образовательная область и работа с родителями.
Изучив специфику каждого дошкольного возраста, не составит труда разработать интегрированное занятие.
Здесь важно понимать, во – первых, суть интеграции, а во – вторых, суть самого интегрированного занятия.
В своей педагогической практике я разработала и составила много интегрированных занятий по ФЭМП и не только. Вот некоторые из них:
• “Лунтик знакомится с геометрическими фигурами и временами года” (Образовательные области “Познание” ФЭМП, конструктивно-исследовательская деятельность) старший возраст (Приложение 1)
• “Снеговик в гостях у ребят” (Образовательные области “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, Художественное творчество, Здоровье) старший возраст. (Приложение 2)
• “В гости к нам пришли игрушки” (Образовательные области “Познание”, Коммуникация, Физическая культура, Музыка) 2 младшая группа.
• “Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке” (Образовательные области “Познание”, Коммуникация “Здоровье, “Музыка”) старший возраст.
• “Как дети Бабе-Яге помогали” (Образовательные области “Познание”, “Коммуникация, “Музыка” и “Художественное творчество”) старший возраст.
• “Как мы выручали Принцессу Витаминку” (Образовательные области Коммуникация, Познание, Здоровье) “старшая и подготовительная к школе группа.
• “Урожай” ( Образовательные области: Познание, Коммуникация, Безопасность) средняя группа
• “Умница- белочка” (Образовательные области “Познание ”, “Физическая культура) 2 младшая группа
• “Космическое путешествие” (Образовательные области “Познание”, “Социализация”, “Художественный труд”) подготовительная к школе группа
• “В гостях у булочки» ( Образовательные области: Художественное творчество, Познание, Познание) 2 младшая группа.
• “Зима”( Образовательные области: Коммуникация, Познание, Художественное творчество) старшая группа
• «Угощение для птиц» ( образовательные области: Художественное творчество, коммуникация, познание) старший возраст.
• «Соберем Цветик - Семицветик» ( образовательные области: Познание, художественное творчество, коммуникация.) старший возраст.
Работая над созданием всех этих занятий, анализируя их, я попыталась выделить алгоритм по составлению такого занятия.
Алгоритм составления интегрированного занятия
1. Выбираем тему занятия;
2. Определяем хронометраж занятия, в соответствии с возрастными возможностями детей;
3. Определяем тип занятия (изучение нового, закрепление изученного или итоговое);
4. Выделяем цель и задачи занятия;
5. Выбираем информацию из разных образовательных областей, необходимую для рассматриваемой темы в соответствии с типом занятия;
6. Выбираем для занятия задания творческого характера;
7. Определяем, какой наглядный и раздаточный материал нам понадобится;
8. Составляем план по предварительной работе с детьми;
9. Составляем конспект интегрированного занятия;
10. Проводим занятие.
Проведение таких занятий очень полезно для детей : у них повышается уровень познавательного развития, они становятся более общительными. Это доказывает и диагностика развития детей.
В начале учебного года по образовательной области “Познание” дети показали следующий уровень развития : высокого уровня было 15%, среднего – 75%, а низкого – 10%; на конец учебного года можно отследить положительную динамику в детском развитии : высокого уровня – 28%; среднего -67%; низкого – 5%.
Мои выпускники посещают Ступинскую школу. Беседы с учителями свидетельствуют о том, что дети в дошкольном учреждении получили достаточно знаний и умений. Об этом свидетельствует школьный мониторинг – большинство детей показывают высокий и средний уровни развития. Я считаю, что большую роль в развитии детей сыграли именно интегрированные занятия, которые развивают познавательную активность, логическое мышление, монологическую речь, творческую активность.
Заключение
Детский сад, как нам известно, является промежуточным этапом между младенчеством и школой. Этот этап очень важный и ответственный, поскольку ребенок должен отправиться в школу, имея за плечами хороший багаж знаний и жизненных навыков. Элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние малыши, оказывается, намного непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности?
Первое, что мы должны сделать – это заинтересовать детей. Задача педагога сделать занятия по ФЭМП занимательными, необыкновенными. Информация должна выглядеть в глазах ребенка интересной, почти волшебной. Уж если интерес появился, то появится и желание познакомиться с математикой.
Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя. Надо помнить, что для этого нам понадобится большое количество наглядного материала, иначе нельзя, особенно это касается математического счета, где без наглядности не обойтись.
Без учебного процесса на занятии, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым, увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – творчество.
Таким образом, интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы, создает условия и новые обучающие технологии. Обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.