Набиуллина Айгуль
Элементы биоэнергопластики как метод в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать +Заказ
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Речь является результатом согласованной деятельности многих областей головного мозга. Известно, что дошкольный период является значимым в становлении и формировании речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя-логопеда, является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.
Публикация «Элементы биоэнергопластики как метод в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
Традиционная форма работы по коррекции речевых нарушений, артикуляционная гимнастика, способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные, стандартные выполнения гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Другими словами, увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению мало способствуют эффективности коррекционной работы.
В последние годы многими авторами описаны приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи (с задержкой речевого развития - Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., с заиканием - Белякова Л. И., Рычкова Н. А., с дизартией - Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.
Я, как учитель-логопед заинтересовалась новым и интересным направлением коррекционной работы, таким как биоэнергопластика. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, при условии их пластичности, раскрепощенности и свободы, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта в методах кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет достаточно быстро снизить и даже убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Работа в системе биоэнергопластики :
• активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
• стимулирует интеллектуальную деятельность;
• развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
• развивает артикуляционный аппарат;
• формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
В коррекционной работе учителя-логопеда, с использованием элементов биоэнергопластики, наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой логопата и педагога на протяжении всего занятия. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.
В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Биоэнергопластика может стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса : речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.
В рамках реализации ФГОС ДО приоритетными становятся такие формы работы, которые позволяют решать задачи образовательной программы в специфических формах детской деятельности (игровой и совместной деятельности с детьми).
Коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики для детей с нарушениями речи необходимо начинать с изучения и анализа особенностей состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Может сложится, мнение о трудоемкости метода биоэнергопластики. На самом деле применять на практике может как воспитатель, так и специалист логопед. Важно оценить как эмоциональную, развивающую и здоровьесберегающую пользу, так и организационную составляющую артикуляционной гимнастики проводимой на основе метода биоэнергопластики. Наблюдая за детьми во время выполнения артикуляционной гимнастики, можно заметить, что детские руки все время ищут себе некое занятие, сама природа стремится к занимательности, к игре. Метод биоэнергопластики как нельзя лучше объединяет в себе элементы игры и целенаправленные коррекционные действия.
Таким образом, основной принцип элементов биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Коррекционная работа с применением метода биоэнергопластика вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода биоэнергопластика. Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться не только логопедами, но воспитателями в коррекционной работе.
Примерный комплекс артикуляционной гимнастики,
направленный на постановку свистящих звуков с применением элементов метода биоэнергопластика
При выполнении упражнений ребенок сидит на стульчике напротив логопеда. Руки ребенка разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 5 - 7 секунд. После выполнения каждого упражнения ребенку предлагается опустить руки и расслабиться.
Упражнение для языка «Бегемот» - упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;
Упражнение для языка «Улыбка» - пальцы сжаты в кулак;
Упражнение для языка «Трубочка» - пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;
Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.
Упражнение для языка «Лопатка» - кисти рук расслаблены и опущены;
Упражнение для языка «Желобок» - кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);
Упражнение для языка «Горка» - кисть руки принимает форму горки;
Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.
В заключение хочется отметить, что применение элементов метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога, что в нашей работе является значимым. Желаю удачи!
Литература:
1. Бадаян Л. О. Невропатология М., 1982;
2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи//Дефектология, -1999г, -№4;
3. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика. С-Пб., 2002г;
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004г;
5. Кузнецова Е. В. Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004г;
6. Новиковская О. А. Логоритмика. С-Пб, 2005г;
7. Новоторцева Н. А. Развитие речи дошкольников. Ярославль, 1999г;
8. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. М., 2000г;
9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999г;
10. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М. ,2000г.