Нина Агуреева
Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Поднялись туманы
Над рекой и лугом.
Стал Сергей Есенин
Нашим близким другом.
(П. Мерзляков)
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте"[6].
Публикация «Использование стихов С, А, Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Поэтому перед учителем-логопедом на современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. И в решении этого вопроса мы успешно используем стихи Сергея Александровича Есенина.
Русская литература всегда говорила о неразрывной связи человека с его корнями. Любовь к литературе у рязанцев связана с именем нашего великого земляка Сергея Есенина. Его стихи учат детей любви к родному языку, открывают тайны русского языка, способствуют общему развитию и воспитанию ребенка.
В нашем детском саду 4 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые посещают дошкольники с различной речевой патологией : дизартрия, заикание, общее недоразвитие речи, задержка речевого и психического развития и др. У таких детей страдает не только звукопроизношение, но и все стороны речи в целом (бедный словарный запас, несформированный грамматический строй речи, неразвитая связная речь, а также психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Поэтические произведения С. А. Есенина служат источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий, умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, любви к художественному слову, расширения представлений об окружающем. Чтение и заучивание стихов позволяют детям улавливать созвучность, мелодичность речи, решают задачи формирования звуковой культуры речи: овладения средствами звуковой выразительности (тон, тембр, темп, сила голоса, интонация, выработки четкой дикции.
Знакомясь со стихами Есенина, ребенок вслушивается в речь взрослого, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания, слова и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша. Стихи развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало.
Каждая строчка в стихах – это испытание на сообразительность. Ребенку необходимо хорошо представлять себе предметы и явления, о которых идет речь, а также разгадывать в словах скрытый смысл.
«Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщевый ее сарафан…»
«Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона…»
При декламации стихов дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Чтение стихов воспитывает в детях активность и самостоятельность.
Знакомство с творчеством С. А. Есенина предполагает :
- учет возрастных и речевых возможностей детей;
- занимательность сюжета занятия для вызывания интереса дошкольников;
- использование стихов С. Есенина в различных видах непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого с детьми;
- взаимосвязь педагогов и специалистов ДОУ (воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, педагог-психолог);
- взаимосвязь с родителями.
В системе работы по ознакомлению дошкольников, имеющих нарушения речи, с творчеством С. А. Есенина мы выделили два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами данной работы являются:
• развитие интереса к творчеству С. Есенина;
• воспитание любви к истинной поэзии и гармонии родного языка;
• воспитание в детях оценочного отношения к литературе;
• развитие художественного вкуса;
• формирование чувства причастности к истории родины;
• воспитание этических и нравственных понятий;
• расширение представлений об окружающем;
• воспитание чуткости и бережного отношения к окружающему миру;
• воспитание эмоциональной отзывчивости;
• развитие активности и самостоятельности;
• повышение интереса детей к занятиям.
Коррекционными задачами данной работы являются:
• обогащение и активизация словаря детей;
• насыщение речи эпитетами, сравнениями, образными выражениями;
• формирование грамматического строя речи;
• развитие связной речи;
• развитие слухового внимания, фонематического слуха;
• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
• формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи;
• овладение средствами звуковой выразительности (тон, тембр, темп, сила голоса, интонация,
• выработка четкой дикции;
• развитие дыхания, работа над голосом;
• коррекция нарушений слоговой структуры слова;
• развитие чувства темпа и ритма, коррекция нарушений ритмической организации речи;
• развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Когда мы впервые встречаемся со стихами С. А. Есенина? Ну конечно же, в детстве, когда нам читают про «белую березу», про «черемуху душистую», про «рощу золотую».
А так ли часто сейчас читают детям стихи С. Есенина? Ведь чтобы у ребенка проснулся интерес к стихам, и в частности к поэзии Есенина, необходимо читать их постоянно, чтобы они были «на слуху». Из анкетирования родителей мы выяснили, что кто-то изредка читает есенинские стихи, а кто-то вообще ничего не читает, так как дома такой литературы нет, а сходить в библиотеку недосуг.
Вот мы и решили восполнить этот пробел в воспитании детей. Прежде всего, перечитав произведения С. А. Есенина, мы сделали выборку стихов, которые, во-первых, не так сложны для детского восприятия и, во-вторых, могли бы подойти к учебно-воспитательному процессу. Подобрали музыкальный репертуар: песни разных композиторов на стихи С. Есенина, музыку. Затем продумали, при прохождении каких тем, при решении каких учебных задач, в каких режимных моментах можно использовать выбранный материал.
Что же у нас получилось? Для чтения и заучивания наизусть детьми дошкольного возраста нами отобраны в основном ранние стихи поэта.
С. Есенин не писал стихов специально для детей. Главная его тема – природа и человек – настолько выразительная, звонкая, чистая и светлая, что малыши легко входят в мир Есенина. Это естественно! Все стихи поэта пронизаны особой теплотой, сердечностью, яркой образностью и эмоциональностью, а поэтому способствуют воспитанию в детях чуткости и бережного отношения к окружающему миру.
Прежде всего, для детей старшего дошкольного возраста мы запланировали недельную тему «С. А. Есенин – детям». С дошкольниками проводилась непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим и развитию речи, где педагоги провели беседы о жизни и творчестве поэта, организовали выставки книг, портретов С. Есенина. Во время образовательной деятельности и вне ее читали и заучивали стихи Есенина, рассматривали иллюстрации к ним. На музыкальных занятиях дети слушали и пели песни разных композиторов на стихи Есенина. Педагоги организовали с детьми беседы-концерты, музыкально-литературные композиции, вечера («Звени, звени, златая Русь», «Восходы и закаты», «Звонкое эхо», «Бабушкины сказки», «Есенинские осенины», где задействованы разные образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно проводить образовательную деятельность с дошкольниками
На следующей неделе учителя-логопеды организовали конкурс чтецов «Поэтический птенец» по произведениям С. Есенина. К конкурсу привлекли и родителей, которые дома разучивали с детьми стихи. А в детском саду логопеды и воспитатели работали над дикцией, звукопроизношением, выразительностью и эмоциональностью детей. По итогам конкурса чтецов учителя-логопеды совместно с музыкальным руководителем провели поэтический праздник для детей «Край березовый, край Есенина», где использовали произведения С. А. Есенина, песни на его стихи, видеоролики о поэте, подборку портретов и картинок из интернета.
Конечно же, мы понимаем, что двух недель для возникновения интереса у детей к поэзии Есенина недостаточно. Поэтому решили использовать его стихи (отрывки или отдельные строки) в любые подходящие моменты в течение всего учебного года. Для этого подходят все темы по временам года: «Осень», «Зима», «Весна». «Лето». Педагогам и родителям желательно неоднократно возвращаться к поэзии С. А. Есенина, используя в общении с детьми яркий образно-эмоциональный язык стихов, обращаясь к чувствам ребенка.
Ребенок, приобщаемый к стихам, быстрее обогащает свой лексический запас, глубже чувствует родной язык, богаче формируется духовно.
Прекрасные стихи С. Есенина – окно в мир красоты и добра, через которое дети видят и познают окружающий мир и самих себя. Они приучаются прислушиваться к своим ощущениям, к своему состоянию, определять свое отношение к явлениям природы, к поступкам человека, открывать все новые и новые духовные ценности.
Стихи С. А. Есенина будоражат воображение детей, учат искать соответствие между внешним миром и состоянием души. Высокая художественность стихов Есенина воспитывает в детях оценочное отношение к литературе, учит понимать высокую поэзию. В своей лирике поэт широко использует народную речь, ее образность, что способствует обогащению словаря детей, насыщает его яркими эпитетами. Окружающий мир через художественное слово поэта становится для ребенка видимым.
Сила и яркость стихов поэта, его большая любовь к народу, русскому фольклору и то, что в его творчестве нашли воплощение лучшие традиции русской классической поэзии, обозначают необходимый пласт в художественной литературе – важный для всестороннего образования и воспитания подрастающего поколения. И начинать использовать этот пласт необходимо уже в работе с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, знакомство дошкольников со стихами Есенина значительно повышает интерес детей к занятиям, способствует успешной коррекции речевых недостатков дошкольников, обогащению и актуализации словарного запаса детей, развитию навыков грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализации произносительной стороны речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.
Литература:
1. Барабаш С., Кассин Е., Редькин М. Я более всего весну люблю. –
М. : Планета, 1971.
2. Воронцов К. П. Мой край, задумчивый и нежный! Сергей Есенин в Константинове. – М. : Советская Россия, 1985.
3. Есенин С. Собрание стихотворений. – М. : ТОО Кузнецкий мост, 1994.
4. Мерзлякова С. И., Струве Г. А. Музыкально-литературный материал для детей 5 – 8 лет. Есенинские осенины. – М. : Владос, 2001.
5. Олифирова Л. Край березовый, край Есенина // Музыкальный руководитель. – 2005. - № 1.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html