МААМ-картинки

Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Нина Агуреева
Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Поднялись туманы

Над рекой и лугом.

Стал Сергей Есенин

Нашим близким другом.

(П. Мерзляков)

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте"[6].

Публикация «Использование стихов С, А, Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Поэтому перед учителем-логопедом на современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. И в решении этого вопроса мы успешно используем стихи Сергея Александровича Есенина.

Русская литература всегда говорила о неразрывной связи человека с его корнями. Любовь к литературе у рязанцев связана с именем нашего великого земляка Сергея Есенина. Его стихи учат детей любви к родному языку, открывают тайны русского языка, способствуют общему развитию и воспитанию ребенка.

В нашем детском саду 4 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые посещают дошкольники с различной речевой патологией : дизартрия, заикание, общее недоразвитие речи, задержка речевого и психического развития и др. У таких детей страдает не только звукопроизношение, но и все стороны речи в целом (бедный словарный запас, несформированный грамматический строй речи, неразвитая связная речь, а также психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Поэтические произведения С. А. Есенина служат источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий, умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, любви к художественному слову, расширения представлений об окружающем. Чтение и заучивание стихов позволяют детям улавливать созвучность, мелодичность речи, решают задачи формирования звуковой культуры речи: овладения средствами звуковой выразительности (тон, тембр, темп, сила голоса, интонация, выработки четкой дикции.

Знакомясь со стихами Есенина, ребенок вслушивается в речь взрослого, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания, слова и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша. Стихи развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало.

Каждая строчка в стихах – это испытание на сообразительность. Ребенку необходимо хорошо представлять себе предметы и явления, о которых идет речь, а также разгадывать в словах скрытый смысл.

«Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщевый ее сарафан…»

«Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона…»

При декламации стихов дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Чтение стихов воспитывает в детях активность и самостоятельность.

Знакомство с творчеством С. А. Есенина предполагает :

- учет возрастных и речевых возможностей детей;

- занимательность сюжета занятия для вызывания интереса дошкольников;

- использование стихов С. Есенина в различных видах непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности взрослого с детьми;

- взаимосвязь педагогов и специалистов ДОУ (воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, педагог-психолог);

- взаимосвязь с родителями.

В системе работы по ознакомлению дошкольников, имеющих нарушения речи, с творчеством С. А. Есенина мы выделили два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами данной работы являются:

• развитие интереса к творчеству С. Есенина;

• воспитание любви к истинной поэзии и гармонии родного языка;

• воспитание в детях оценочного отношения к литературе;

• развитие художественного вкуса;

• формирование чувства причастности к истории родины;

• воспитание этических и нравственных понятий;

• расширение представлений об окружающем;

• воспитание чуткости и бережного отношения к окружающему миру;

• воспитание эмоциональной отзывчивости;

• развитие активности и самостоятельности;

• повышение интереса детей к занятиям.

Коррекционными задачами данной работы являются:

• обогащение и активизация словаря детей;

• насыщение речи эпитетами, сравнениями, образными выражениями;

• формирование грамматического строя речи;

• развитие связной речи;

• развитие слухового внимания, фонематического слуха;

• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

• формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи;

• овладение средствами звуковой выразительности (тон, тембр, темп, сила голоса, интонация,

• выработка четкой дикции;

• развитие дыхания, работа над голосом;

коррекция нарушений слоговой структуры слова;

• развитие чувства темпа и ритма, коррекция нарушений ритмической организации речи;

развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Когда мы впервые встречаемся со стихами С. А. Есенина? Ну конечно же, в детстве, когда нам читают про «белую березу», про «черемуху душистую», про «рощу золотую».

А так ли часто сейчас читают детям стихи С. Есенина? Ведь чтобы у ребенка проснулся интерес к стихам, и в частности к поэзии Есенина, необходимо читать их постоянно, чтобы они были «на слуху». Из анкетирования родителей мы выяснили, что кто-то изредка читает есенинские стихи, а кто-то вообще ничего не читает, так как дома такой литературы нет, а сходить в библиотеку недосуг.

Вот мы и решили восполнить этот пробел в воспитании детей. Прежде всего, перечитав произведения С. А. Есенина, мы сделали выборку стихов, которые, во-первых, не так сложны для детского восприятия и, во-вторых, могли бы подойти к учебно-воспитательному процессу. Подобрали музыкальный репертуар: песни разных композиторов на стихи С. Есенина, музыку. Затем продумали, при прохождении каких тем, при решении каких учебных задач, в каких режимных моментах можно использовать выбранный материал.

Что же у нас получилось? Для чтения и заучивания наизусть детьми дошкольного возраста нами отобраны в основном ранние стихи поэта.

С. Есенин не писал стихов специально для детей. Главная его тема – природа и человек – настолько выразительная, звонкая, чистая и светлая, что малыши легко входят в мир Есенина. Это естественно! Все стихи поэта пронизаны особой теплотой, сердечностью, яркой образностью и эмоциональностью, а поэтому способствуют воспитанию в детях чуткости и бережного отношения к окружающему миру.

Прежде всего, для детей старшего дошкольного возраста мы запланировали недельную тему «С. А. Есенин – детям». С дошкольниками проводилась непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим и развитию речи, где педагоги провели беседы о жизни и творчестве поэта, организовали выставки книг, портретов С. Есенина. Во время образовательной деятельности и вне ее читали и заучивали стихи Есенина, рассматривали иллюстрации к ним. На музыкальных занятиях дети слушали и пели песни разных композиторов на стихи Есенина. Педагоги организовали с детьми беседы-концерты, музыкально-литературные композиции, вечера («Звени, звени, златая Русь», «Восходы и закаты», «Звонкое эхо», «Бабушкины сказки», «Есенинские осенины», где задействованы разные образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно проводить образовательную деятельность с дошкольниками

На следующей неделе учителя-логопеды организовали конкурс чтецов «Поэтический птенец» по произведениям С. Есенина. К конкурсу привлекли и родителей, которые дома разучивали с детьми стихи. А в детском саду логопеды и воспитатели работали над дикцией, звукопроизношением, выразительностью и эмоциональностью детей. По итогам конкурса чтецов учителя-логопеды совместно с музыкальным руководителем провели поэтический праздник для детей «Край березовый, край Есенина», где использовали произведения С. А. Есенина, песни на его стихи, видеоролики о поэте, подборку портретов и картинок из интернета.

Конечно же, мы понимаем, что двух недель для возникновения интереса у детей к поэзии Есенина недостаточно. Поэтому решили использовать его стихи (отрывки или отдельные строки) в любые подходящие моменты в течение всего учебного года. Для этого подходят все темы по временам года: «Осень», «Зима», «Весна». «Лето». Педагогам и родителям желательно неоднократно возвращаться к поэзии С. А. Есенина, используя в общении с детьми яркий образно-эмоциональный язык стихов, обращаясь к чувствам ребенка.

Ребенок, приобщаемый к стихам, быстрее обогащает свой лексический запас, глубже чувствует родной язык, богаче формируется духовно.

Прекрасные стихи С. Есенина – окно в мир красоты и добра, через которое дети видят и познают окружающий мир и самих себя. Они приучаются прислушиваться к своим ощущениям, к своему состоянию, определять свое отношение к явлениям природы, к поступкам человека, открывать все новые и новые духовные ценности.

Стихи С. А. Есенина будоражат воображение детей, учат искать соответствие между внешним миром и состоянием души. Высокая художественность стихов Есенина воспитывает в детях оценочное отношение к литературе, учит понимать высокую поэзию. В своей лирике поэт широко использует народную речь, ее образность, что способствует обогащению словаря детей, насыщает его яркими эпитетами. Окружающий мир через художественное слово поэта становится для ребенка видимым.

Сила и яркость стихов поэта, его большая любовь к народу, русскому фольклору и то, что в его творчестве нашли воплощение лучшие традиции русской классической поэзии, обозначают необходимый пласт в художественной литературе – важный для всестороннего образования и воспитания подрастающего поколения. И начинать использовать этот пласт необходимо уже в работе с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, знакомство дошкольников со стихами Есенина значительно повышает интерес детей к занятиям, способствует успешной коррекции речевых недостатков дошкольников, обогащению и актуализации словарного запаса детей, развитию навыков грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализации произносительной стороны речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.

Литература:

1. Барабаш С., Кассин Е., Редькин М. Я более всего весну люблю. –

М. : Планета, 1971.

2. Воронцов К. П. Мой край, задумчивый и нежный! Сергей Есенин в Константинове. – М. : Советская Россия, 1985.

3. Есенин С. Собрание стихотворений. – М. : ТОО Кузнецкий мост, 1994.

4. Мерзлякова С. И., Струве Г. А. Музыкально-литературный материал для детей 5 – 8 лет. Есенинские осенины. – М. : Владос, 2001.

5. Олифирова Л. Край березовый, край Есенина // Музыкальный руководитель. – 2005. - № 1.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Публикации по теме:

Использование логосказок в коррекции нарушений речи у дошкольников С давних пор сказка является одним из самых любимых жанров устного художественного творчества. В. А. Сухомлинский писал: - «Сказка неотделима.

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Пальчиковые кинезиологические упражнения — эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Моя педагогическая находка: «Пальчиковые кинезиологические упражнения - эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Старшая группа, Дата рождения ___ Индивидуальный.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Консультация для родителей «Применение Су — Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» «Ум ребенка находится на кончиках его.

Организация работы по коррекции речевых нарушений, направленная на укрепление здоровья детей с ОВЗ Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ… М. Монтень (1533 —.

Применение социо-игровой технологии в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речиПрименение социо-игровой технологии в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи Социо-игровая технология – это сотрудничество и игра, эта технология сочетает в себе «деловое» и «игровое», способствует освоению культуры.

Консультация «Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа г. Урюпинск «Детский сад № 4 «Солнышко» СТАТЬЯ НА ТЕМУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 31 августа 2018 в 12:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нина Агуреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД