Анна Прокофьева
Артикуляционная гимнастика, ее роль в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?
В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам артикуляции относят: голосовые связки, губы, язык, нижнюю челюсть, глотку и др.
Темочки:
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за их отсутствия. Таким образом, развитие органов артикуляции дает возможность правильно произносить те звуки, которые нарушены.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Выполнять упражнения каждый день по 3-5 минут.
2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
3. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом, чтобы ребенок хорошо видел и себя и взрослого. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
7. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
8. Взрослый показывает выполнение упражнения. Далее упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
9. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Комплекс артикуляционных упражнений для звука «Л»:
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
Чередовать «Блинчик – Иголочка»
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Индюк»
Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Пароход гудит»
Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
Комплекс артикуляционных упражнений для звука Р
«Грибок»
Плотно прижать всю поверхность языка к небу, сначала широко улыбнуться, а затем – полностью открыть рот. Нужно чтобы язык напоминал шляпку гриба на «ножке» — подъязычной связке.
«Лошадка»
В течение минуты-двух делать цокающий звук – как копыта лошади – с открытым ртом.
«Барабанщик»
Наполовину приоткрыть рот, сделать широкую улыбку и бить кончиком языка по альвеолам (бугоркам на небе, говорится «ДДДД». Делать на протяжении всего выдоха, повторить 5 раз.
«Маляр»
С открытым ртом провести языком по поверхности неба вперед-назад.
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Гармошка»
Приставить язык к альвеолам, в таком положении начать смыкать и размыкать челюсти, ненадолго задерживаясь в открытом состоянии.