Получи документы

Мастер — Класс по логоритмике «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений» (муз. рук. Хомякова Е. Г.)

Елена Хомякова
Мастер — Класс по логоритмике «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений» (муз. рук. Хомякова Е. Г.)
▼ Скачать + Заказать документы

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений.

Нам очень часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребёнок не просто плохо говорит, а ещё и не хочет заниматься дома!», «У моего ребёнка совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!», «Мой ребёнок не слышит ритм в музыке!», «Проблема с речью не решается вот уже больше года!» и т. д.

Публикация «Мастер — Класс по логоритмике „Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений“ (муз, рук, Хомякова Е, Г,)» размещена в разделах

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей не только с различными речевыми нарушениями, но и с задержкой психического развития.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребёнка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школе испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, в группах компенсирующей направленности, а именно группы с задержкой психического развития (ЗПР, и группу с общим недоразвитием речи (ОНР, я использую различные методы и приёмы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания используется эффективный метод коррекции психо-речевых нарушений, такой как ЛОГОРИТМИКА.

Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Как показывает опыт работы, у детей, имеющих различные речевые нарушения и задержку психического развития, отмечается слабо-развитая произвольная сфера., (т. е. умение сосредотачиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т. д.). Из-за функциональной незрелости нервной системы, процессы торможения и возбуждения у них мало сбалансированы. У детей с ЗПР нередко обнаруживается недостаточность развития различных видов движения и моторики, т. е. движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечёткий характер, снижены чёткость и скорость, отсутствуют ритмичность и плавность. Всё это необходимо учитывать в работе и выстраивать методику логоритмических занятий с учётом специфики эмоционально-волевой сферы данной категории детей. Работая с такими детьми, мы пришли к выводу, что логоритмические занятия для дошкольников в группах компенсирующей направленности ЗПР, ОНР совершенно необходимы.

Основополагающий принцип проведения логоритмики – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмичесикх занятиях. Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Целью логоритмики является профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных и слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения.

В результате проводимых занятий мне удаётся реализовать следующие задачи:

- развитие слухового внимания и фонематического слуха;

- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; мимики, пантомимики и пространственных организаций движений;

- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.

- формирование правильного дыхания;

- формирование навыка релаксации;

- развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

В планировании логоритмических занятий, я использую принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем: времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы, транспорт, профессии, игрушки и т. д.

Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность, задействуется психологическая коррекция настроения, проработка психических состояний. В сюжете занятий использую рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Занятие по логоритмике включает следующие элементы:

• Логопедическая гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата. Упражнение логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ.

Например: - упражнение для укрепления мышц языка, растягивание подъязычной уздечки, выработки движения языка вверху. Упражнение «ГРИБОК» - рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.

- ещё один пример логопедической гимнастики на укрепление губ: 1)вытягивать губы узкой воронкой (свист); 2)выдувать воздух поочерёдно правым и левым углом рта; 3)беззвучно плавно переходить от артикуляции звука к звуку и обратно И-А-О-У – У-О-А-И.

• Чистоговорки для автоматизации и дефферинциации звуков.

• Пальчиковая гимнастика для развития движений пальцев рук. Учёные установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребёнка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь! Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – палочками, карандашами, мячами.

• Движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега. Эти упражнения формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентировать в пространстве, закрепляют понятия левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

ПРИМЕР: Двигательное упражнение «ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Лисичка рыжая шагает

Хвостом дорогу заметает - дети мягко шагают на носках

По снегу петляет зайка,

Вправо – скок, и влево – скок. - прыгают на двух ногах

- прыгают вправо-влево

Ты его лиса поймай-ка

Убежит он со всех ног.

По сугробам мчится волк,

Серый волк зубами щёлк. - бегут широким шагом

Вперевалку ходит мишка,

Косолапый наш топтыжка - шагают на внутреннем своде стопы

Белка скачет, белка скачет,

Словно серый мягкий мячик. - скачут

• Упражнение на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

• Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания – эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие.

• Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.

ПРИМЕР: Стихотворение с движениями «Меж еловых мягких лап»

Меж еловых мягких лап - дети поочерёдно протягивают вперёд руки, широко раздвинув пальцы.

Дождик – кап, кап, кап. - ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой

Где сучок давно засох, - поднимают к плечам и опускают руки, согнутые в локтях, ладони развёрнуты друг к другу, пальцы соединены и выпрямлены.

Всюду мох, мох, мох. - сжимают и разжимают пальцы

Где листок к листку прилип, - трут ладони друг о друга

Вырос гриб, гриб, гриб - постепенно поднимают руки, ладони развёрнуты вниз

Кто нашёл его, друзья? - протягивают руки вперёд, ладони развёрнуты вверх

Я, я, я, я! - показывают ладонями на грудь.

• Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.

• Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щёк). Например: дети меняют выражение лица по пиктограммам, изображающие различные эмоции. Или например по теме «Животные жарких стран» - «обезьяны – кривляки», «сердитый тигр», «испуганный тушканчик»

• Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. В таких играх и танцах я не оцениваю качество выполнения танцевальных движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игры.

ПРИМЕР: Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

Зашагали ножки прямо по дорожке, - дети врассыпную маршируют по залу

Повстречали друга маленькие ножки. - встают в любые пары

Припев: Здравствуй, здравствуй, - пружинка, взявшись за руки

Здравствуй, милый друг! - пожимают друг другу руки

Здравствуй, здравствуй - пружинка, взявшись за руки

Посмотри вокруг! - разводят руки в стороны

Здравствуй, здравствуй - пружинка

Мне ты улыбнись! - улыбаются, качая головой вправо-влево

Здравствуй, здравствуй - пружинка

Головкой поклонись. - кланяются друг другу

Побежали ножки прямо по дорожке - бегут на носочках врассыпную

Повстречали друга маленькие ножки - находят себе другую пару

Повтор припева

Поскакали ножки прямо по дорожке - поскоки по залу врассыпную

Повстречали друга маленькие ножки. - встают в пару с новым товарищем.

• Упражнение на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения – активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом, возвращает детей в спокойное состояние.

ПРИМЕР: (звучит спокойная музыка)

Наши ножки устали

Они прыгали, скакали. - садятся на ковёр и поглаживают ноги

Наши ручки устали,

Они хлопали, играли. - поглаживают руки

Глазки закрываются,

Реснички опускаются

Глазки засыпают

Дети отдыхают.

Глаза голубые у киски моей,

А небо над нами ещё голубей.

Оно голубое как тысячи глаз - ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают под музыку.

Мы смотрим на небо, а небо на нас. - открывают глаза и смотрят на верх

Глазки открываются

Дети просыпаются. - спокойно встают и тянутся за руками вверх

Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Я считаю, что логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержку речевого развития, задержку психического развития. Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучиваю на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры – воспитатель, дефектолог и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же игры и упражнения, я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Необходимо применять наглядный материал по лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т. д.) – это переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.

Все эти методы и приёмы, я использую не только в группах компенсирующей направленности ЗПР, ОНР, но и в массовых группах, т. е. в группах общеразвивающего вида.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Кроме огромной пользы ребёнку – занятия по логоритмике весёлые и увлекательные!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс «Коррекционный час — одна из форм работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ» Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме: «Коррекционный час-одна из форм работы.

Пескотерапия как эффективный метод изучения ПДД в дошкольном возрасте «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Консультация для родителей «Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Март 2015 года Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений Творчество делает жизнь ребенка богаче,.

Логоритмические игры как эффективный метод в работе с дошкольниками В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Логоритмика - помощь, которую могут оказать в условиях обычного.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как метод стимулирования речевой активности детей раннего возраста» Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по использованию логоритмических упражнений в совместной.

Мастер-класс для родителей «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном возрасте»Мастер-класс для родителей «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном возрасте» Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Логоритмические.

Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии.

Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер — Класс по логоритмике «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений» (муз. рук. Хомякова Е. Г.)
Опубликовано: 10 января 2019 в 15:35
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер — Класс по логоритмике «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений» (муз. рук. Хомякова Е. Г.)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хомякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД