Папки-передвижки

Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Нина Агуреева
Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте".

Публикация «Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Поэтому перед учителем-логопедом на современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформирован-ность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и арти-куляционной моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических про-цессов у детей.

Логопедическая ритмика является важной формой работы логопеда в условиях введения ФГОС в нашем дошкольном учреждении, т. к. ФГОС ставит во главу угла следующие целевые ориентиры:

— интерес;

— творческое инициативное действие;

— самостоятельность;

— активное взаимодействие детей и взрослых;

— волевые усилия, принятие собственных решений;

— игра, где происходит сохранение самоценности дошкольного возраста и сохраняется сама природа дошкольника.

Всем данным требованиям в полной мере соответствуют занятия с детьми логопедической ритмикой.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мими-ческой мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо- ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, разви-тию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять едино-му ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование прост-ранственных представлений.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации дви-жений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного то-нуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроиз-ношения, заикание.

В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст — период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В нашем детском саду 4 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Их посещают дошкольники с различными логопедическими заключениями : задержка речевого и психического развития, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, дизартрия и др. У таких детей, помимо речевой патологии, отмечаются и нарушения неречевых процессов, отклонения в психомоторном развитии.

Но какими бы тяжёлыми не были нарушения детей, они никогда не могут быть полностью необратимы. Это связано с продолжающимся созреванием центральной нервной системы ребёнка и большими компенсаторными возможностями детского мозга. Одной из важнейших задач логопедических мероприятий является «управление» аномальным речевым и психомоторным развитием, возможное «выравнивание» этого развития. И в решении этого вопроса мы используем логопедическую ритмику, как одно из эффективных коррекционных средств.

В нашем детском саду назрела необходимость организации логоритмических занятий, которые позволяют комплексно проводить коррекцию речевого и психомоторного развития наших воспитанников. Логопедическую ритмику мы используем в своей работе на протяжении 10 лет. Проанализировав конспекты занятий по логоритмике разных авторов (Картушиной М. Ю., Вороновой А. Е., Слюсарь К. Н., Сухаревой Э. Л., Шашкиной Г. Р., мы пришли к выводу, что необходимо создать свой комплекс логоритмических занятий, отвечающий потребностям и возможностям наших детей.

Мы, совместно с музыкальным руководителем, составили конспекты занятий логоритмикой сначала в старшей, а затем в средней группе для детей с ТНР. Для написания конспектов использовали игры, упражнения, словарный материал, предложенный Нищевой Н. Е., Картушиной М. Ю., Смирновой Л. Н., Тимофеевой Е. Ю. Материал данных авторов изменяли, дополняли, придумывали на его основе новое.

При построении логоритмических занятий :

- учитываем возрастные и речевые возможности детей;

- придумываем занимательные сюжеты для вызывания интереса дошкольников;

- каждую пройденную на логопедических занятиях лексическую тему закрепляем на логоритмике;

- выученный детьми материал используем неоднократно, он повторяется на последующих логоритмических занятиях, а так же на логопедических, музыкальных, физкультурных, занятиях по изодеятельности и в повседневной жизни;

- всю коррекционную работу с детьми проводим во взаимосвязи с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, педагогом-психологом, воспитателями.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

• развитие слухового внимания и фонематического слуха;

• развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

• развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

• воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

• воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

• формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

• формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия предъявляются определенные требования:

• занятия по логоритмике проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю;

• занятия целесообразно проводить фронтально, продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей;

логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы;

• содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков детей;

• каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность;

• в сюжете занятий могут использоваться рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

• пальчиковая гимнастика;

• песни и стихи, сопровождаемые движением рук;

• упражнения для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

• музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;

• игры для развития речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве;

• упражнения для развития чувства темпа и ритма;

• артикуляционная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения;

• чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения;

• упражнения для коррекции звукопроизношения, привития навыков речевого дыхания;

• упражнения на развитие мимических мышц;

• коммуникативные игры и танцы;

• игры для развития эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

• упражнения на развитие общей моторики, мышечно-двигательной и координационной сферы;

• упражнение на развитие словотворчества, расширение активного словарного запаса детей.

В структуру занятия не всегда включаем все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьируем в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

В артикуляционную гимнастику включаем статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяем с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываем целенаправленную индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в данной работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовываются с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Большую помощь в разучивании логоритмических игр оказывают воспитатели. Они закрепляют с детьми весь речевой материал и двигательные упражнения, а так же оказывают помощь при проведении занятия по логоритмике (изображают сказочных героев, помогают разместить оборудование, проводят индивидуальную работу с детьми и т. д.)

При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Совместно с музыкальным руководителем подбираем эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы, которые способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника позволяют задействовать малоактивных детей. В коммуникативных танцах и играх не оцениваем качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес детей к занятиям, пробуждает фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и активно взаимодействовать.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатели, психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель используют на своих занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаем родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Считаем, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

Показателем эффективности использования логоритмики является увеличение числа выпускников нашего детского сада, имеющих нормальное речевое развитие. Так, если в 2003-2005г. г., когда коррекционная работа проводилась без использования логоритмических занятий, их количество составляло 85%, то, начиная с 2007г., когда использование логоритмических занятий приобрело систематический характер, их количество возросло до 95%.

Следует отметить, что у детей, включенных в такую систему коррекционной работы, было скоррегировано звукопроизношение, улучшилось фонематическое восприятие, слоговая структура слова. В целом, детская речь стала интонационно выразительной и эмоциональной, что позволило нашим выпускникам успешно усваивать программу начальной школы.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Пальчиковые кинезиологические упражнения — эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Моя педагогическая находка: «Пальчиковые кинезиологические упражнения - эффективный способ коррекции речевых нарушений у детей дошкольного.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции речевых нарушений Старшая группа, Дата рождения ___ Индивидуальный.

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2-слайд Своей целью я, поставила познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления работы, в.

Консультация для родителей «Применение Су — Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Консультация для родителей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» «Ум ребенка находится на кончиках его.

Мастер-класс «Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников»Мастер-класс «Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников» Всем известно, что речевая патология не существует сама по себе. Ей сопутствуют, почти всегда, физические и психические нарушения. К тому.

Организация работы по коррекции речевых нарушений, направленная на укрепление здоровья детей с ОВЗ Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ… М. Монтень (1533 —.

Применение социо-игровой технологии в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речиПрименение социо-игровой технологии в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи Социо-игровая технология – это сотрудничество и игра, эта технология сочетает в себе «деловое» и «игровое», способствует освоению культуры.

Консультация «Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа г. Урюпинск «Детский сад № 4 «Солнышко» СТАТЬЯ НА ТЕМУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 31 августа 2018 в 12:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нина Агуреева (УИ 1635766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД