Этери Эжишвили
«В гости к Матроскину». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о домашних животных; активизировать словарь по теме: «Домашние животные».
Коррекционно-развивающие: продолжать тренировать у детей навык диафрагмального дыхания в положении лежа; продолжать развивать слуховое внимание и учить дифференцировать неречевые звуки; продолжать развивать у детей чувство ритма; продолжать развивать просодическую сторону речи (громкость голоса); продолжать тренировать длительность фонационного выдоха; упражнять в расслаблении по представлению; упражнять детей в ответах полным предложением; упражнять в образовании глаголов; упражнять в образовании множественного числа существительных в И. п. ; упражнять детей в образовании существительных в В. п. ; упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными; упражнять в согласовании числительных с существительными; развивать глазомер, зрительно-двигательную координацию; продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: воспитывать произвольное поведение путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности; воспитывать активность, групповую сплоченность; воспитывать общую и речевую организованность.
Оборудование: письмо от кота Матроскина, картинки по теме, мультимедийная презентация, мяч, мешочки с песком, бубен.
Ход:
Вводная часть
Организационный момент
- Дети, поздоровайтесь с нашими гостями. Возьмитесь за руки и сделайте круг.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
И подарим свои улыбки нашим гостям.
И пожелаем друг другу хорошего настроения.
- Ребята, сегодня утром мы получили письмо.
- Как вы думаете от кого? (от кота Матроскина)
Вот что написано в письме:
«Здравствуйте, ребята!
Приглашаю вас к нам в гости в Простоквашино. У нас природа замечательная и животных домашних много. Сможете с ними поближе познакомиться.
С уважением, кот Матроскин».
- Ребята, но мы ведь совсем ничего не знаем о домашних животных. Что же делать?
- Я предлагаю сегодня подготовится и узнать о них как можно больше, чтобы кота Матроскина удивить. Согласны? (Да)
Основная часть
Дыхательное упражнение
- Узнать нам предстоит много. Но сначала давайте подготовимся и выполним дыхательное упражнение. Возьмите мешочки и пройдите на ковер. Ложитесь.
- На вдохе живот надувается и мешочки поднимаются, на выдохе сдувается – мешочки опускаются.
(проверка правильности выполнения упражнения совместно с воспитателем)
- Закончили упражнение. Возьмите мешочки в руки и встаньте в круг.
- Вы отлично дышали животом и правильно выполнили упражнение, молодцы.
- Положите мешочки на стол и садитесь на места.
Отгадай загадки
- Предлагаю вспомнить, как называются домашние животные, а для этого отгадать загадки. Я буду загадывать, а вы поднимайте руку, если знаете ответ. Если вы ответите правильно, то на экране появится картинка.
ЗАГАДКИ
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
С зайчиком мы вроде братья,
Удивляем сходством всех,
Но, в отличие от брата,
Не меняю пышный мех. (Кролик)
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (Собака)
По лужайке с травкою
Я хожу и чавкаю.
У забора с дыркою
Я стою и фыркаю.
У реки с осокою
Я лежу и чмокаю.
Хвостик закорюкою -
Радуюсь и хрюкаю! (Свинья)
Свяжет варежки бабуля
Для себя и внучки Юли,
Свяжет свитер для отца.
Ну, а шерсть ей даст … (Овца)
В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавески на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на грядку. (Коза)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
- Молодцы, вы внимательно слушали и отгадали всех животных.
Кто как голос подает?
- А вы знаете, что все животные разговаривают по-своему? Давайте послушаем голоса животных и попробуем догадаться, кто так подает голос. Если вы узнаете животное, поднимите руку и назовите его. Не забудьте сказать, как животное подает голос. (Это корова. Она мычит.)
- Молодцы, вы правильно выполнили задание.
Спой песенку
- Мы с вами тоже умеем петь песенки разными голосами. Давайте попробуем. Встаньте около стульев.
- Петь будем на одном выдохе, при вдохе плечи не поднимайте. А помогать на будут наши дорожки на экране.
- Поможем собаке добраться до косточки и споем песенку звука /а/ громко.
- А теперь поможем овечке добраться до клумбы и споем песенку звука /о/ тихо.
- Молодцы, у вас получились замечательные песенки.
Найди детеныша
- Пока мы пели песенки мамы у животных потеряли своих детенышей, они разбежались по полянке. Давайте поможем их найти.
- Каждый возьмите картинку и встаньте в круг на ковре. Посмотрите, кто у вас на картинке. Возьмите картинку в одну руку, а другую поставьте на пояс. Пока будет звучать бубен, будем гулять и искать детенышей, когда музыка остановится вам нужно будет подойти к своему детенышу и сказать кого же нашла мама с вашей картинки. (Кошка нашла котёнка.)
- Отвечать будет тот, на кого я укажу рукой.
- Молодцы, вы справились. Поменяйтесь картинками и попробуем еще раз.
- У вас замечательно получилось, и вы сумели найти всех детенышей. Садитесь на места.
Дыхательное упражнение «Звуковые клубочки»
- Матроскин кот уже взрослый, но он любит играть. Больше всего он любит ниточки и клубочки. Давайте подготовим их для него, но будут они непростые, а звуковые.
- Сначала вытянем звуковые ниточки: короткие и длинные. Вытягиваем на одном выдохе, при вдохе плечи не поднимайте. (пропеть гласные звуки А, У, О, И)
- А теперь превратим звуковые ниточки в клубочки. Наматывать будем на одном выдохе, не поднимая плеч.
- Молодцы, вы правильно выполнили задание и получились отличные звуковые клубочки. Садитесь на места.
Один – много
- Животных в Простоквашино живет очень много и нужно будет правильно их назвать. Давайте поиграем в игру «Один – много».
- Вам нужно будет сначала назвать одно животное, а потом много животных. Называть будем по цепочке. Начнет тот, кого я назову. Поможет нам в этом наш экран. Посмотрите, кто это? (Это собака) А это кто? (А это собаки)
- Молодцы, вы все правильно назвали и справились с заданием.
Сосчитай
- В Простоквашино живет много животных. Вдруг нам придется их считать. Давайте потренируемся. Берите карточки и становитесь в круг. Считать будем по очереди. Но сначала не забудьте сказать, кто нарисован на вашей карточке и показать ребятам. Потом начинайте считать, называя каждое животное. (У меня коты. Один кот, два кота)
- Молодцы. Вы правильно сосчитали животных. Садитесь.
Веселые ладошки
- Знаете ли вы, что Матроскин когда-то был котенком. А мы с вами знаем стихотворение про котят. Давайте его вспомним и расскажем с помощью наших веселых ладошек.
Шесть котят есть хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.
- Замечательно получилось.
Подбери признаки
- Знаете, мне кажется Матроскину понравится если мы придумаем красивые слова про животных. Становитесь в круг.
- Я буду бросать мяч каждому по очереди и тот, кто его поймает должен ответить на вопрос. Например, корова какая? (Корова большая)
- Молодцы, вы сумели придумать много красивых слов про домашних животных. Думаю, Матроскин будет доволен.
Подарки для Матроскина
- Ребята, если мы собираемся в гости, то нужно приготовить подарки. Давайте подарим Матроскину рисунки. Согласны? (Да)
Проходите за столы.
- Перед вами картинка, но она не закончена. Чтобы ее завершить, нужно все точки соединить и получится рисунок.
- Сядьте красиво: выпрямите спины, ноги поставьте вместе, локти не свисают. Возьмите карандаш двумя пальцами. Вот теперь вы готовы рисовать, начинайте.
- Я думаю, что ваши рисунки понравятся коту Матроскину.
Заключительная часть
Релаксация
- А пока предлагаю вам представить как котята греются на солнышке и попробовать самим. Ложитесь на ковер.
- Солнце спряталось, пора вставать.
- Сделайте круг.
Итог занятия
- Наша подготовка к поездке в Простоквашино завершена. О ком мы сегодня узнали? Что было самым интересным? Что было трудно? В какие игры вы хотели бы поиграть еще? (Ответы детей)
- Думаю, что мы готовы к путешествию и у нас обязательно получится удивить кота Матроскина своими знаниями.