Коротаева Лидия Николаевна
Физкультурно-речевые досуги и развлечения в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка – это основная цель всего дошкольного образования. (слайд) Но достигнуть этого можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ. Эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ также во многом зависит от объединения усилий воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Публикация «Физкультурно-речевые досуги и развлечения в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
У дошкольников с патологией речи очень часто можно наблюдать комплексные нарушения. (слайд)Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, забывают сложные инструкции. У большинства таких детей снижена работоспособность. Двигательные нарушения у них разнообразны как по своим проявлениям, так и по механизму их возникновения. У детей-логопатов часто можно наблюдать нарушение мышечного тонуса. Движения таких детей скованны, у них нарушена координация движений. Они не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях. Дыхание детей поверхностное, и как следствие этого, сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз. Поэтому и коррекционная работа должна быть комплексной.
Я бы хотела остановиться на взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической подготовке. Цель такой работы -коррекция речевых нарушений детей через развитие и коррекцию двигательной сферы.
Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Изначально ребёнку присуща очень большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно.
Опыт показывает, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Необходимо учить ребё нка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью.
Очень интересным и полезным видом работы, направленной на коррекцию речевых недостатков, являются речевые праздники и досуги. В условиях введения ФГОС в дошкольное образование этот вид работы приобретает особую значимость. Среди прочих, ФГОС выделяет следующие ориентиры (слайд)
- интерес;
- творческое инициативное действие;
- самостоятельность;
- активное взаимодействие с детьми и взрослыми;
- волевые усилия, принятие собственных решений;
- игра с сохранением самоценности дошкольного возраста и самой природы дошкольника.
В условиях работы логопункта мы испытываем постоянный дефицит времени, отведённой на работу по устранению нарушений звукопроизношения из-за большого количества детей с речевыми нарушениями и в связи со сложностью многих нарушений. При этом очень мало времени удаётся уделять работе по устранению лексико-грамматических нарушений, формированию связной речи. Вся эта работа ведётся параллельно с работой по автоматизации звуков.
В таких случаях проведение речевых досугов и развлечений является хорошим способом решения многих коррекционных задач. При организации таких досугов необходимо продумать средства эмоционального воздействия. Музыка, ритмические движения создают атмосферу праздника; стихи, загадки, поговорки, скороговорки подбираются с учётом автоматизированных звуков, с учётом лексической темы; игры с элементами соревнований являются средством активизации детей.
В нашем саду приобрели достаточную популярность физкультурно-речевые досуги и развлечения, которые мы организуем совместно с инструктором по ФИЗО. Досуги проводятся в старших и подготовительных группах. На занятиях обобщаются систематизируются знания детей, полученные по определённым лексическим темам, автоматизируются поставленные звуки в соответствующих считалках, скороговорках, чистоговорках, закрепляются навыки звукового анализа и т. д. в сочетании с тренировкой двигательных навыков.
Цели и задачи физкультурно-речевых досугов : (слайд)
- коррекция речевых отклонений в развитии ребёнка;
- развитие познавательного интереса детей к родному языку;
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- укрепление здоровья детей;
- повышение физической работоспособности;
- развитие мелкой и общей моторики;
- формирование двигательных навыков;
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- воспитание отзывчивости, дружеских взаимоотношений между детьми.
В процессе физкультурно-речевых досугов дети учатся правильному речевому и физиологическому дыханию (слайд). В каждое развлечение обязательно включаются упражнения пальчиковой гимнастики (слайд, элементы самомассажа в сочетании с упражнениями в беге ходьбе, прыжках. улучшается мелкая и общая моторика и двигательные навыки, обогащается словарный запас, усиливается самоконтроль за грамматической стороной речи.
Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане. С помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, что положительно влияет на формирование слоговой структуры слова, на формирование фонематических процессов. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей, способствуют развитию чувства ритма. (слайд)
Вводятся сюрпризные моменты (герои, призы, письма и т. д, что, конечно же, привлекает детей, повышает их заинтересованность в решении поставленных на занятии задач. Частая смена и чередование действий во время занятий позволяют расширить объём внимания и преодолеть гиподинамию. В досугах присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок. Что особенно важно для детей с нарушениями речи.
Упражнения с различными предметами: массажным мячом, лентами, обручами, палками и др., дают интенсивную физическую нагрузку на все группы мышц, а различные хваты предметов, движения его в руках развивают мышцы пальцев и кистей рук, а, следовательно, стимулируют речевое развитие ребёнка. (слайд)
Детям, имеющим речевую патологию, свойственно двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко используем на совместных занятиях средства психогимнастики. (слайд)
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре позволяет вовлекать в сферу коррекционно- речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность коррекционной работы, повысить качество образовательного процесса. Тем более, что мы не можем охватить на своих занятиях всех детей, нуждающихся в коррекционном воздействии. Не всегда удаётся достаточно времени уделять каждому ребёнку на закрепление полученных знаний.
Ряд таких мероприятий вызвали особый интерес у дошкольников.
Интегрированное физкультурно-логопедическое занятие «Играя, учимся». Дошкольникам предстояло выяснить, что важнее: быть умными, сообразительными, грамотными или сильными, ловкими, здоровыми. Конечно же, в итоге сделали вывод, что все качества необходимы.
На физкультурно-логопедическом развлечении «Волшебная страна игрушек» дети побывали в удивительном и прекрасном мире игрушек, куда их пригласили Петрушка и Матрёшка.
Спортивно-речевой досуг «Юные олимпийцы» был посвящён Олимпийскому движению. Дети знакомились с историей олимпийских игр, смогли продемонстрировать свои двигательные навыки в шуточных конкурсах. (Метали лук)
Ряд мероприятий был посвящен правилам дорожного движения, сезонным темам.
Добиться положительного результата очень трудно без помощи родителей. Активное участие родителей в работе по преодолению речевого дефекта у ребенка облегчает нашу работу, ускоряет положительный результат всего коррекционного процесса. Мы пытаемся привлекать (слайд) родителей к участию в физкультурно-речевых мероприятиях. Хотя это проблематично. Но в результате таких совместных мероприятий всегда видим повышение интереса родителей к работе детского сада.
Весь опыт работы в данном направлении позволяет сделать вывод, что преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб. : Издательство «Лань»,2003.
2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. — М. : АРКТИ, 2002.
3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М. : «ТЦ Сфера», 2003.
5. Запорощенко О. Б. Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ
6. Обухова Л. И., Лежанская О. А., Гриднева Н. В. Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 57-60.