Ольга Устюгова
Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
В последнее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. Вот уже два года в своей работе по коррекции и развитию речи детей мы успешно используем су-джок терапию. Су-джок терапия – это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву.
Темочки:
За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.
Целью данной терапии является : коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джок массажёров.
Исходя из данной цели, были поставлены задачи:
• воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;
• стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
• повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
Существует несколько приёмов су-джок терапии :
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.
Работа по использованию су-джок терапии осуществлялась в следующей последовательности:
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Для реализации задач нами был составлен перспективный план, включающий направления работы:
развитие фонематических представлений;
коррекция звукопроизношения;
совершенствование лексико-грамматического строя речи;
совершенствование навыков пространственной ориентации;
развитие мелкой моторики
Развитию фонематических представлений способствуют игры: «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой». В игре «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука. Детям нравится выкладывать звуковую схему слова при помощи шариков су-джок.
Закрепить образ изученной буквы поможет упражнение «Весёлый алфавит» : ребёнок прокатывает шарик по силуэту буквы. Движения сопровождаются стихотворением.
Коррекция звукопроизношения – процесс длительный и утомительный для ребёнка. Разнообразить формы работы помогут су-джок массажеры.
Массажные кольца и валик применяем для автоматизации звука в прямых и обратных слогах. С помощью иппликатора Кузнецова автоматизируем звуки в слогах в интервокальной позиции. Прокатывая шарик по дорожкам, массажируем фаланги пальцев и закрепляем звук в слогах. Автоматизируя звук в словах, словосочетаниях, ребёнок пальцами нажимает на шарик, тем самым активизируя речевые точки соответствия.
Для развития лексико-грамматического строя речи используем речевые игры с перекатыванием массажё ра друг другу: «Один-много», «Большой-маленький», «Скажи наоборот». В играх: «Один, два, пять», «Шарик катаем – предлоги называем» дети прокатывают шарик по дорожкам. В игре «Кто у кого?» используются массажные колечки. Обогащению словаря и развитию мелкой моторики способствует выполнение пальчиковых гимнастик с массажным мячом на лексические темы.
Совершенствованию навыков ориентировки в пространстве и собственном теле способствуют игры: «Дорожки», «Шарик прыгает по мне – по груди и по спине», а в игре «Глазки закрывай, на какой руке, колечко угадай» дети определяют не только на какой руке, но и на каком пальце находится колечко.
Для развития мелкой моторики дети выполняют комплексы: «Разминка», «Фокусник», прокатывают шарик по дорожкам различной конфигурации, разыгрывают сказки с су-джок массажёрами.
Таким образом, применение в логопедической практике су-джок терапии позволяет добиться следующих преимуществ: повысить у детей интерес к логопедическим занятиям, сократить сроки коррекционной работы, повысить качество работы.
Список литературы :
1. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом для детей 4-6 лет. 2. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32.
3. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии : Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72