Марина Новосёлова
Организация дополнительных услуг в ДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация дополнительных услуг в ДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников
Новоселова Марина Николаевна, учитель – логопед,
первая квалификационная категория
МАДОУ Детский сад № 7 г. Архангельска
Согласно Положению о логопедическом пункте МАДОУ Детский сад № 7, коррекционная работа проводится с детьми 5 – 7 лет. 2. Но не все дети с речевыми нарушениями могут быть охвачены занятиями на логопункте в течение учебного года, так как имеется большая очередность. Количество детей с речевыми нарушениями постоянно растет. Поэтому с 2014 года в детском саду функционирует кружок «Звукарик» для детей 5-7 лет. По результатам ежегодного мониторинга родителей по предоставлению дополнительных образовательных услуг, в 2015 году был выявлен большой спрос на занятия детей с учителем - логопедом, уже начиная с 3-х летнего возраста.
Публикация «Организация дополнительных услуг в ДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
Учитывая эффективность ранней логопедической помощи, возникла необходимость организовать дополнительную образовательную услугу, направленную на раннюю коррекцию и профилактику речевых нарушений для детей 3-5 лет, посещающих группы, общеразвивающей направленности.
Условия для введения данной услуги соответствовали требованиям законодательства к оказанию платных услуг, поэтому дополнительные услуги по профилактике и коррекции речевых нарушений были утверждены Постановлением мэрии города Архангельска, как платные.
3. На сегодняшний день МАДОУ оказывает три дополнительные образовательные услуги по данному направлению:
- кружок для детей 3-5 лет «АБВГДейка»;
- кружок для детей 5-7 лет «Звукарик»;
- индивидуальные логопедические услуги по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Предоставление услуг осуществляется в течение всего учебного года, по программам кружков. Авторские программы разработаны и имеют рецензии Архангельского педагогического колледжа. Руководителями кружков являются учитель – логопед, воспитатель группы компенсирующей направленности.
Зачисление в кружки осуществляется по заявлению родителя, на основании договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с расписанием во второй половине дня, длительность зависит от возраста детей. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
4. Программы кружков включает следующие разделы:
1) Развитие фонематического слуха - ознакомление ребенка с неречевыми и речевыми звуками, в развитии умений выделять звук на фоне других звуков, в слове из позиции начало-середина-конец; подбирать слова с определенным звуком; слышать последовательность звуков в слове.
2) Работа над звукопроизношением включает в себя подготовку артикуляционного аппарата посредством артикуляционной гимнастики, учитывая возрастные нормы.
3) Активизация и обогащение словаря включает в себя работу над лексикой, а также знакомство с синонимами, антонимами и многозначными словами. Игры со словами развивают интерес ребенка к родному языку.
4) Развитие и коррекция грамматического строя включает в себя работу по совершенствованию и коррекции употребления ребенком слов в их грамматических формах: образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, множественное число существительных (Согласование слов в роде, числе, падеже; согласование существительных с числительными; употребление глаголов в прошедшем, настоящем, будущем времени; изменение существительных по падежам и много другое).
5) Развитие психических процессов ребенка: мышления (обобщение, классификация, анализ и синтез, внимания (слуховое, зрительное, восприятия (слуховое, зрительное, памяти (слуховая, зрительная, воображения.
5. Цель кружка для детей 3-5 лет «АБВГДейка» – сформировать предпосылки для овладения правильным произношением звуков родного языка через развитие фонематического слуха, постановку речевого дыхания, развитие подвижности органов артикуляции.
Задачи:
- способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
- способствовать развитию органов артикуляционного аппарата;
- развивать и обогащать активный словарь;
- учить детей изменять силу голоса, вырабатывать правильный темп речи;
- развивать чувство ритма;
- развить мелкую моторику кистей рук и крупную моторику;
- развивать фонематический слух (воспитывать внимание к звуковой стороне речи и слоговой структуре слова).
6. Цель кружка для детей 5-7 лет «Звукарик» - формирование навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- оказание практической помощи в устранении недостатков звукопроизношения через систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами и словами;
- формировать понятия единиц языка: звук, слог, слово, предложение;
- развивать фонематический слух, возможности речевого анализа и синтеза;
- учить детей изменять силу голоса, вырабатывать правильный темп речи, работать над четкостью дикции;
- развивать мелкую моторику и графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму;
- способствовать овладению навыками чтения.
7. Занятия составлены в соответствии с лексическими темами групп, в игровой форме, с постоянной сменой деятельности. Во время занятий использую:
- артикуляционную гимнастку
- упражнения на развитие речевого дыхания
- пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики
- игры и упражнения на развитие всех сторон речи.
8-11 Описание и примеры некоторых игр.
___
При организации дополнительных услуг очень важным направлением является работа с родителями, как с Заказчиками. При этом используются разные формы работы: 12,13
- выступление на родительских собраниях;
- консультации для родителей: обучающие и по запросу (индивидуальные).
- использование информационных проспектов. После каждого занятия в уголок для родителей выставляются рекомендации по пройденной теме ("Чем можно заняться дома с ребенком").
- открытые занятия кружка 2раза в год (начало и конец обучения).
14. По результатам работы за несколько лет можно сделать вывод, что дополнительные образовательные услуги по профилактике и коррекции речевых нарушений способствует увеличению количества детей, охваченных логопедической помощью, и снижению количества детей, имеющих речевые нарушения к концу дошкольного образования.