Наталья Макушкина
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Бумажная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в средней группе
«Бумажная лаборатория»
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи:
Расширять знания детей о некоторых свойствах бумаги.
Развивать интерес к элементарным опытам с бумагой.
Развивать логическое мышление, речь.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в средней группе „Бумажная лаборатория“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Поделки из бумаги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Предварительна работа: рассказ воспитателя о том, когда появилась первая бумага, как делают бумагу; беседа с детьми о том, что можно сделать из бумаги, дидактическая игра «Что сделано из бумаги».
Материал и оборудование: мольберт, карточки-схемы «свойства бумаги», бумага разная, картон, фломастеры, ножницы, клей, 2 стаканчика с водой, фигурка Фиксика, тазик с водой, кораблики оригами по количеству детей, предметы из разных материалов.
Словарная работа: картон, бумага, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, рвётся, намокает, мнется, гнётся, сгибать.
Ход:
- Ребята, я получила приглашение от наших любимых Фиксиков. Они приглашают вас к себе в лабораторию.
- Давайте вспомним, что такое лаборатория? (это место, где проводят различные опыты и эксперименты)
- Чтобы попасть в лабораторию давайте вспомним правила поведения:
1. Внимательно слушать воспитателя.
2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг-другу.
3. Руками без разрешения ничего не трогать.
4. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
Итак, приготовились, 1,2 – покружись, в лаборатории очутись.
- Дети, присаживайтесь за столы.
- Что вы знаете о бумаге? Какая бумага бывает? Перед вами на столах лежит бумага разных видов. (воспитатель предлагает рассмотреть виды бумаги, расположенные на подносах)
Дети: Тонкая, плотная, белая, цветная, гладкая, шероховатая, блестящая и т. д.
- Что с ней можно делать?
Дети: На ней можно рисовать.
- Возьмем карандаши, нарисуем линию.
Вывод 1: на бумаге можно рисовать и писать. (крепит на мольберт карточку схему)
- Что еще можно делать с бумагой?
Дети: Её можно порезать.
- Давайте проверим. Возьмите ножницы, проверьте - разрезается или нет. Разрежьте ваш листик пополам (дети разрезают лист бумаги). Ну что получилось?
Дети: Да. (дети показывают)
После этого одному ребёнку воспитатель предлагает разрезать картон и рассказать также легко его резать, как и тонкую бумагу. Дети должны понять, что более плотную бумагу резать труднее.
Вывод 2: бумагу можно резать (крепит на мольберт карточку схему)
- Давайте попробуем помять бумагу. Мнётся?
Дети: Да.
Вывод 3: бумага мнётся. (крепит на мольберт карточку схему)
- Издаёт ли бумага при смятии звуки?
Дети: Да.
Вывод 4: При смятии, трении бумага шуршит, скрипит, издаёт звуки. -(крепит на мольберт карточку схему)
- Теперь давайте попробуем разорвать бумагу на кусочки. Рвется?
Дети: Да.
Одному из детей предлагается порвать плотный картон и рассказать детям также легко его рвать, как и тонкий лист бумаги.
Вывод 5: бумага рвется.
- Давайте попробуем теперь склеить бумагу. Приклеим наши половинки друг к другу (дети склеивают бумагу). Получилось?
Дети: Да.
Вывод 6: бумагу можно склеивать. (крепит на мольберт карточку схему)
- Ребята, а вы знаете, из чего делается бумага?
- Бумага делается из дерева. Дерево очищают от коры, распиливают, измельчают в щепки, долго варят. Получается масса похожая на кашу, эту массу отбеливают, разбавляют с водой, разливают в специальные поддоны и сушат. Потом наматывают в большие рулоны и разрезают на разные части.
- Ребята, давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку.
ФИЗМИНУТКА
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
- А сейчас я хочу показать вам очень интересный опыт с бумагой. И мы узнаем, насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим фигурку Фиксика. Что происходит с фигуркой?
Д. : Она падает.
- Правильно, она падает, потому что бумага тонкая. Теперь берем бумагу и складываем её гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит. Какой вывод сделаем?
Вывод 7: Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.
- А если положить лист картона, то Фиксик не упадёт.
Вывод 8: картон плотнее обычной бумаги, он толще, поэтому он крепче.
- Теперь давайте проведём последний опыт. Возьмите лит бумаги, согните его пополам, ещё раз сложите.
Вывод 8: Бумагу можно складывать, из неё можно сделать различные предметы. (на столе кораблики из бумаги, ёмкость с водой) Возьмите по одному кораблику. Затем опускаем кораблик в воду. Что происходит?
Дети: кораблик не тонет, плывёт.
- А теперь посмотрите, что произошло с корабликом, который я опустила в воду ещё вчера вечером. (он промок, утонул, бумага стала мягкой)
Вывод 9: Бумага намокает. (Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный)
- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Д/И «Найди бумажный предмет»
На столе лежат предметы из разных материалов.
- Посмотрите и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.
На столе лежат салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д. (дети берут по одному предмету, рассказывают)
- Дети, где мы с вами побывали?
Д. : В лаборатории.
- Я предлагаю вспомнить, что вы узнали о бумаге. (ПО СХЕМАМ)
- Вам понравилось быть лаборантами? С кем вы поделитесь тем, о чем сегодня узнали?