Ирина Жилиховская
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
ИГРА на общение
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький
Дети: Ответы
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую. Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: - Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте туда мы отправимся и проведём опыты.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность!
Опыт № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он? Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пуст!
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Дети: Ответы
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.
Дети: Ответы
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: Струя воздуха, ветерочек!
Вывод: воздух можно почувствовать.
Опыт № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети: Ответы
Воспитатель: - А давайте проверим!
Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Дети: Ответы
Воспитатель: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух легче воды.
Опыт № 3 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: Воздух!
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри).
Дети: Что это?
Воспитатель: Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
Опыт № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: Звук, воздух.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?
Дети: Писк, воздух.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и шарик
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Опыт № 5 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Посмотрите, а в них что-нибудь есть?
Дети: Ответы
Воспитатель: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?
Дети: - Действительно, пахнет апельсином.
Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке?
Дети: Ответы
Воспитатель: - Чем пахнет воздух в этой баночке?
Дети: Ответы
Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному?
Дети: Ответы
Воспитатель: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку :
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Опыт № 6 «Что такое воздух?»
Воспитатель: Что такое воздух?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит?
Дети: Грудная клетка поднялась
Воспитатель: - Что в это время происходит с легкими?
Дети: Они наполняются воздухом. А при выдохе, что происходит с грудной клеткой?
Дети: Она опускается.
Воспитатель: А что происходит с нашими легкими?
Дети: Из них выходит воздух
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?
Дети: мы должны его почувствовать
Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем?
Дети: Холод
Воспитатель: Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали?
Дети: Ветер
Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? Дети: Ветер
Воспитатель: Можем ли мы увидеть воздух?
Дети: Нет, он невидим
Воспитатель: Давайте с вами проверим это.
Опыт №7 «Воздушные вихри»
Воспитатель: Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.
Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Опыт № 8 «Сухой из воды»
Воспитатель: Посмотрите, что внутри этого стакана?
Дети: Стакан пуст
Воспитатель: Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно! Плавно и ровно опускается стакан вверх дном в ёмкость с водой. Ребята, что происходит? Входит ли вода в стакан?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что ей мешает заполнить стакан, ведь он пуст?
Может в стакане спрятался невидимка? Давайте опустим его глубже и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется вверх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).
Воспитатель: Что это? Кто прятался в стакане?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Оказывается, он был наполнен воздухом, это он не давал воде зайти в стакан, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, и стакан заполнился водой.
Как вы думаете, воздух прячется только в одном стакане или в других сосудах он тоже есть?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмём сосуды другой формы и размера и проделаем то же самое и с ними. Оказывается, воздух заполняет все пустоты! Значит, своей формы у него нет. Воздух окружает нас повсюду.
Вывод: Воздух - это то, чем мы дышим. Он не имеет цвета и формы. Как же нам его обнаружить?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Воздух есть везде.
Опыт № 10 «Воздух»
Воспитатель: Возьмем два стакана в первый бросим камешек, а во второй мел. Что происходит?
Дети: Камешек и мел тонут, при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх
Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в камне и в меле и вышел из них, когда камень и мел попали в воду. Мы с вами провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?
Дети: Воздух есть везде : в шарике, стакане, в камне, и в меле.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка «Беленькое облако»
(округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу (присесть) .
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Дети:- Да
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Надо капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
Дети: Пробуют рисовать
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру
Игра «Волшебный шарик»
Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.