Александра Часовских
Занятие по экспериментированию «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать +Заказ
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи: способствовать накоплению представлений об окружающем мире, показать детям эксперименты; обогащать словарь детей словами: лаборатория, опыты, химическая реакция; развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.
Ход образовательной деятельности.
В. Здравствуйте дети! Сегодня у нас очень необычное и интересное занятие. Скажите, вы любите проводить опыты? (да.)
Публикация «Занятие по экспериментированию „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В. А вы знаете, где проводят опыты и зачем их проводят? (в лаборатории, ответы детей)
В. Что такое лаборатория? (ответы детей).
В. Лаборатория - это специальное помещение, необходимое для проведения опытов и экспериментов.
В. В лабораториях проводят разные исследования, испытания и опыты. Люди, которые там работают должны быть очень аккуратны и внимательны, поэтому они работают в специальных костюмах, а также соблюдают важные правила. Как правильно вести себя в лаборатории? (ответы детей) Нельзя брать приборы и инструменты без разрешения, пробовать на вкус и запах вещества; не разрешается входить в верхней одежде, только в рабочем халате; необходимо соблюдать порядок и тишину, чистоту и аккуратность, быть внимательным, не перебивать и не мешать друг другу.
В. Сегодня наш детский сад на время превратится в маленькую лабораторию, где мы станем учеными и даже волшебниками! Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые.
В. Но как мы уже с вами сказали, в лаборатории люди работают в специальной одежде. Поэтому для того, чтобы попасть туда нам нужно тоже переодеться. (Дети одевают шапочки)
Опыт №1
Нам понадобится: сырое яйцо, стакан с теплой водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водой. Что сделает яйцо? (утонет) Опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо и растворим в воде несколько ложек соли. Какая у нас стала вода? (соленая)
3. Опустим яйцо в стакан с соленой водой. Как думаете, что произойдет с яйцом? (ответы детей) Яйцо останется плавать на поверхности воды.
Объяснение опыта: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. (Включить детей в работу, дать попробовать опустить яйцо в пресную и солёную воду. Потрогать и убедиться, что яйцо плаваете не тонет)
Опыт №2
Нам понадобится: пакет, остро наточенные карандаши, вода.
В. Если в сосуде с водой появилась дырка, то такой сосуд называют? (Дырявым). А заделать такую дырку обычно не так-то просто. Тем более, если речь идет о полиэтиленовом пакете. Но что будет, если пакет чем-то проткнуть, и это из дырки не вынимать? (ответы детей)
1. Наполнить пакет водой, завязать.
2. Аккуратно проткнуть карандашами насквозь (Делать это лучше над тазиком или раковиной).
3. Пакет удерживает воду, хотя его проткнули не один и не два раза.
Объяснение опыта: Пакет сделан из полиэтилена, который очень эластичен. Когда мы протыкаем пакет карандашом, полиэтилен легко растягивается и как бы обволакивает карандаши, не давая воде проникнуть через отверстие. (Перед тем, как проткнуть пакет, дать детям потрогать его)
Опыт №3
Нам понадобится: стакан, 2 столовые ложки пищевой соды, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, яблочный уксус 6-9%, немного воды, тазик.
1. Стакан поставить в тазик и налить немного воды.
2. Добавить 2 столовые ложки пищевой соды, пищевой краситель и немного жидкого мыла.
3. Налить в стакан уксус. Реакция началась!
Объяснение опыта: в результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену.
(Второй вариант опыта: в стакане смешать 2 столовые ложки пищевой соды, краситель и жидкое мыло. Отдельно в емкости смешать воду и лимонную кислоту 2 столовые ложки. Постепенно добавлять жидкость в стакан.) После второго варианта можно дать потрогать пену.
Опыт №4
Нам понадобится: воздушный шарик, бутылка, воронка, яблочный уксус 6-9%, пищевая сода.
1. Заполняем бутылку уксусом на 1/3.
2. В шарик с помощью воронки насыпать 4 столовой ложки пищевой соды.
3. Аккуратно одеть шарик на горлышко бутылки и резко высыпать содержимое шарика.
4. Шарик надувается без чьей-либо помощи.
Объяснение опыта: при добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ, который надувает шарик. (Дать каждому посмотреть воздушный шарик, надутый необычным способом)
Опыт №5
Нам понадобится: подсолнечное масло, вода, пищевой краситель, стакан, шипучая таблетка.
1. В стакан налить масло.
2. Смешать пищевой краситель с небольшим количеством воды.
3. Налить цветную жидкость в масло. Что же произошло? Вода опустилась на низ стакана и не смешивается с маслом.
4. Добавить шипучую таблетку, чтобы увидеть «танец пузырьков».
Объяснение опыта: масло и вода не смешиваются так как имеют различную плотность (вода тяжелее масла и опускается на дно). После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду с маслом, и мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости. (Каждому дать ложку и попробовать опустить подкрашенную воду в масло)
В. Ну, что ж, ребята, вот и наше путешествие в лабораторию подошло к концу.
Что мы сегодня делали? Что вам понравилось? А что запомнилось больше всего? А хотели бы вы стать настоящими учёными?
Примечание: чтобы детям было еще интереснее, очень важно включать их в работу. Просить по очереди помочь в экспериментах: насыпать соду, добавить пищевой краситель и прочее.