Татьяна Тимохина
Экспериментальная деятельность в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
обучающие
- знакомить детей со свойствами воздуха;
- формировать представление о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, легкий, бесцветный);
- дать представление о том, что ветер- это движение воздуха;
- вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах;
развивающие
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
воспитательные
Публикация «Экспериментальная деятельность в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа:
обогащать и активировать словарь детей: легкий, прозрачный, невидимый, бесцветный, тяжелый.
Подготовительная работа:
- наблюдение за ветром;
- эксперименты с водой и предметами из металла, камня, песка;
- разучивание игры «Дует ветер»;
- игры с флюгерами, лентами, воздухом;
- беседы из цикла «Земля - наш общий дом».
Материал:
домовенок Кузя (игрушка); полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); две прозрачные чаши; два апельсина (не очищенный и очищенный); стаканы (по количеству детей); бумажные салфетки (по количеству детей).
Ход экспериментальной деятельности
Воспитатель загадывает загадки о явлениях природы.
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Не бывалых кораблей,
Держат путь вокруг земли
Эти чудо – корабли. (Облака)
На тарелке колобок –
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая –
Не видать конца и края. (Солнце и небо)
Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
Где пробежит - листик дрожит.
Где пронесется – дерево гнется. (Ветер)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить опыты, ребята, а давайте сейчас наденем белые халаты и станем настоящими учеными.
Раздается стук в дверь, и появляется домовенок Кузя.
Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! А что вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами собираемся поговорить о воздухе.
Кузя: О воздухе? А кто его видел этот воздух? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? (ответы детей)
Воспитатель: Раз мы его не видели, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.)
Кузя: Вот- вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас. Ребята а, давайте покажем Кузе, что воздух все - таки есть.
Опыт № 1
С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст)
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы взмахнем пакетом и закрутим его, он стал похож на подушку. Что мы «поймали» в пакеты? (Воздух)
- Почему сквозь пакет все видно? (Потому что воздух прозрачный.)
- Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха.)
Вывод: воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил. Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это был надувной матрас. А вы, ребята, видели предметы, в которых спрятался воздух? (Спасательные нарукавники, круги, мяч, воздушные шары.)
Кузя: А еще воздух есть в апельсине.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, прав ли Кузя? Давайте проверим!
Опыт № 2
С апельсином
Воспитатель: Я положу апельсин в воду. Что происходит с апельсином? (Он не тонет.)
- Теперь давайте опустим в воду очищенный апельсин. Что происходит? (Апельсин утонул.)
Вывод: воздух находится в кожуре апельсина. Воздух легче воды.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо - влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны)
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
(Прыжки)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
(Ходьба на месте)
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора.
(Дети садятся)
Кузя: Теперь я знаю, что внутри предметов, где кажется пусто, спрятался воздух. Вот интересно, внутри человека есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, прав ли Кузя? Давайте проверим.
Опыт № 3
С трубочкой, опущенной в стакан с водой
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки, воздух.)
- Так есть воздух внутри нас? (Да, есть. Мы дуем в трубочку, и он выходит.)
- Чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку - и получаются пузырьки.
Вывод: воздух есть внутри человека.
Кузя: Понятно! Мы выдыхаем воздух, значит он, есть внутри нас. Но как он к нам попадает? (Ответы детей)
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики.
Опыт № 4
С салфеткой
Воспитатель: Давайте возьмем салфетку, поднесем к лицу, будем вдыхать и выдыхать через нос. Что происходит? (Салфетка шевелится.)
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях? А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут сейчас? (Ответы детей.)
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
Кузя: Ребята, мне так у вас понравилось, я так много интересного узнал о воздухе, но мне пора возвращаться домой. До свидания.
Кузя уходит.