Надежда Лобанова
Проект для средней группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Название проекта : «Воздух-невидимка».
2. Руководитель: Лобанова Надежда Федоровна.
3. Участники проектна : воспитатели группы, воспитанники средней группы, родители.
4. Длительность проекта : среднесрочный (декабрь – февраль)
5. Тип проекта : экспериментальный.
Публикация «Проект для средней группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
6. Актуальность проекта : недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении не живой природы - воздухе, его свойствах, влиянии на живую природу.
7. Цель проекта : дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.
8. Задачи проекта :
• Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными объектами не живой природы и к практическому экспериментированию с ними.
• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.
• Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
9. Планируемые результаты: После завершения проекта дошкольники смогут :
• проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
• осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
• собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
10. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта :
• Что такое воздух?
• Какой он?
• Зачем он нужен людям, животным и растениям?
• Как можно увидеть воздух?
• Как можно услышать воздух?
• Как можно почувствовать воздух?
• Имеет ли воздух силу и вес?
• Почему нам бывает жарко и холодно?
• Где живет теплый воздух, где - холодный?
11. Предполагаемый результат: итоговое занятие; презентация проекта в ДОУ; творческая презентация с участием детей: «Опыты и эксперименты дома»; оформление папки проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап: подготовительный
• Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.
• Анкетирование родителей по данной проблеме.
• Консультирование родителей
• Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов
• Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Дети любят приносить в детский сад мыльные пузыри. В очередной раз, когда ребенок (Никита В.) принес и стал пускать пузыри, он сказал: «А я знаю из чего они. Они из мыла.» Кто-то из детей добавил: «И из воды.» А воспитатель добавил: «Молодцы. Вы правы. Из мыла, из воды, и из воздуха.» Многие дети засмеялись. Дети были удивлены, причем здесь воздух : «Из воздуха? Воздух же-это пустота, его нет!» Тогда мы взяли банку с водой и попытались опустить туда перевернутый вверх дном стакан. Прижали стакан ко дну и отпустили руку. Стакан выпрыгнул вслед за рукой. Дети были удивлены. Почему же стакан никак не тонет? Тогда мы слегка наклонили стакан, в воде стали появляться пузыри похожие на мыльные. От куда же они появились в воде? Так, путем логической цепочки мы предположили что это воздух. Дети выявили проблему: «Что же такое воздух?», «Откуда он берется?».
В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1) Узнать про воздух, как можно больше.
2) Провести опыты с воздухом.
2 этап: основной
Организация исследования в рамках проекта.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулировали от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Попугайчик Кеша, от имени которого предлагаются задания, и которому дети рассказывают о своих экспериментах и выводах.
Теоретическая часть:
• составление перспективного плана работы с детьми,
• анкетирование родителей
• разработка конспектов
• описание опытов;
• консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома».
Практическая часть:
• Наблюдения на прогулке
• Игры-эксперименты по данной проблеме в ДОУ и дома.
• Схема реализации проекта : оснащение уголков (Связь с другими видами деятельности)
Уголок экспериментирования «Лаборатория» : Емкости для воды разного размера, воздушные шарики, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, пластиковые и стеклянные бутылки с узким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки.
Уголок познавательный: Энциклопедии, карточки-схемы свойств воздуха,
альбом: «Как люди используют воздух», алгоритмы выполнения опытов.
Уголок творчества: зарисовки опытов; свободное рисование по теме, изготовление вертушек, вееров.
1. Уголок книги: загадки, стихи, художественная литература (чтение худ. литературы:, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким, «Дуют ветры в феврале» С. Маршак, «Видел я, как ветерок…» Г. Лагздынь; чтение экологической литературы) пословицы, поговорки.
Уголок природы: Схематичное изображение теплого и холодного воздуха.
Уголок безопасности: правила безопасности в стихах при проведении опытов.
Уголок театрализованной деятельности: шапочки для д/ игры: «Воздух-теплый, воздух-холодный.»
Уголок физкультуры: резиновые и надувные мячи и другие надувные спортивные игрушки, физкультминутки.
Уголок музыки: фонограмма произведения Вивальди «Ветер»
3 этап: заключительный
• Итоговая НОД: «Невидимый Волшебник»
• Презентация проекта в ДОУ
• Творческая презентация с участием детей: «Экспериментируем дома»
• Составление проектной папки
Результат проекта
• Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по
обнаружению воздуха
• Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха
• Имеют представление о свойствах воздуха
• Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным
• Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух
• Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения