Галина Ворожейкина
Конспект занятия в средней группе «Невидимка-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе по теме : «Невидимка –воздух»
Воздух- это волшебник, который способен совершить много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолета. Дошкольник встречается с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не под силу. Взрослые передают знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходят через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, первый успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление и речь. Пробудить интерес к окружающему миру.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Невидимка-воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Цель: Раскрыть понятие «Воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, сего помощью дышат люди, животные, растения, роль воздуха в жизни человека, животных, растений
Задачи:
Образовательные:
- область «Познание» : расширить кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты;
- область «Коммуникация» : развивать свободное общение со взрослыми сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты)
- область «Социализация» : закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группах.
-область «Здоровье» : формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельности.
-развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми способами.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей, стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей, игрушки, 2 подноса, игрушка «Петрушка», кораблики из пенопласта с бумажными парусами, салфетки бумажные (по количеству детей, веера (по количеству детей,воздушные шары (по количеству детей).
Ход занятия:
Дыхательная гимнастика «Шарик».
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он вокруг,его невидим, только всем необходим:
Людям,мячикам и шинам, водолазу, под водой.
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.
Дети: Воздух
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и будем делать опыты. Для этого у нас есть лаборатория.
(подходят к лаборатории)
Вдруг стук в дверь. Заходит Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, ребята! А что вы собираетесь делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хоти поговорить о воздухе, узнать о нем побольше.
Воспитатель: Скажите, ребята, Петрушки вы видите воздух?
Дети : Нет не видим!
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой?
Дети: Он прозрачный, невидимый, бесцветный.
Петрушка: Вот-вот, невидимый! Значит, его вовсе нет!
Воспитатель: Послушай Петрушка! Я вот тоже не видела воздух, но знаю что он есть вокруг нас всегда!
Петрушка: Я вам не верю! Докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Петрушке, что воздух всё-таки есть! Чтобы увидеть воздух его надо поймать. Ребята, хотите поймать воздух?
Дети: Да.
Опыт с полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Пакет можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь мы наберем в него воздух и закрутим. Пакет полон воздуха, на что он похож? (на подушку)Воздух занял свое место в пакете. Теперь давайте выпустим воздух из пакета. Какой он стал? (маленький) Почему?
Дети : В нем нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Петрушка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть надо поймать в пакет! Мы с ребятами смогли это сделать! Мы сначала поймали воздух и заперли его в пакете, а затем выпустили его!
Петрушка: А мне этот пакетик что- то напомнил! Лето я видел, как люди используют «запертый» воздух! На речке! Это был надувной матрас, а у детей спасательные нарукавники и даже спасательные круги!
Воспитатель: Конечно, ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Петрушка: Значит, если внутри чего-то воздух, то это будет плавать? Ребята, помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать мы будем откладывать на один поднос, а которые не плавают на другой? В каких игрушка спрятался воздух?
Дидактическая игра «где спрятался воздух?»
(дети поочередно достают из сундука игрушки и раскладывают на два подноса)
Воспитатель: Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду. Теперь та знаешь, Петрушка, что предметы, в которых есть воздух, будут плавать, но будь осторожен, если во внутрь попадет вода, и вытолкнет воздух то этот предмет утонет.
Петрушка: Теперь я знаю: что внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А мне вот интересно внутри человека есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Опыт подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки!
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, а он выходит! Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Петрушка: Понятно! Но как он к вам попадает?
Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к вам в организм?
Дети: Через носи рот.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, а давайте покажем Петрушки, как дышат наши носики. (дышат)
Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его не видим?
Дети: Нет
Опыт с салфеткой.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети : Да
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелиться, как листочки на деревьях. А мы говорили что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
ИГРА «Кораблики»
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с корабликами. Ветерок, созданный поток воздуха из груди раздувает паруса, и кораблики плывут. Они ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. А если не дуть как можно сделать ветер!
Опыт с веером
Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветер.
Воспитатель: Смотрите, от веера даже кораблики могут плыть.
Петрушка: Ой-ой-ой! Я закрою нос и не буду дышать.
Воспитатель: Что- ты, Петрушка! Ты так задохнешься. Всему живому нужен воздух: людям, животным, растениям! Без воздуха они погибнут!
Петрушка: Спасибо, вам большое! Как много я сегодня узнал о воздухе!
- что воздух бесцветный, мы его не видим;
- чтоб, увидеть воздух его надо поймать;
-что воздух легче воды;
- без воздуха ничто живое не может жить;
-А ещё я наконец то узнал, что такое ветер. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: На следующем занятии, я вам расскажу о том, почему одни шарики улетают высоко в небо, а другие остаются на земле.
Петрушка :Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что на самом деле такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду расскажу всем своим друзьям, что нового я сегодня узнал! До свидания.
Воспитатель: А нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Будем с вами одеваться и пойдем на улицу – дышать свежим воздухом.