Оксана Гусева
Опытно-экспериментальная деятельность «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Радуга»
Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется);
о роли в жизни живых существ; развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать мышление, учить детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Материалы и оборудование: весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шарика; стакан с водой на каждого ребёнка; трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого ребёнка; прозрачная емкость с водой; веера на каждого ребёнка; острые палочки (зубочистки); мыльные пузыри.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем творить чудеса. Сейчас я вам загадаю загадку! Если отгадаете, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас. (Воздух)
Воспитатель: Правильно, ребята, это воздух! И сегодня мы поговорим о воздухе. Вся наша планета окутана воздушным покрывалом.
Воздух- везде : на улице, в комнате, в земле, в воде и даже внутри нас. И сейчас мы с вами убедимся в этом. Я приглашаю вас провести опыты, как настоящие ученые.
Опыт 1 «Как поймать воздух»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Но воздух в пакетах всё-таки есть! Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Запомните:
«Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»
Опыт 2 «Что в стакане?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Вы думаете в нём ничего нет? Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стакан нужно держать ровно. Что вы видите? Попадёт ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
(воспитатель предлагает детям потрогать стакан)
Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает воду. А теперь попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух и занимает его место.
Опыт 3 «Воздух легче воды»
Воспитатель: А сейчас я вам покажу ещё один интересный опыт с воздухом. Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся?
(мы его вдыхаем носом, а выдыхаем ртом в трубочку).
Дети: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Потому что воздух легче воды. Запомните:
«Воздух легче воды»
Воспитатель: А у меня для вас подарок. (достает мыльные пузыри)
Что это? (Пускает мыльные пузыри) Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете? Давайте немножко поиграем.
(сначала одни дети их надувают, а другие ловят, потом наоборот)
Если дунуть посильней, будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Воспитатель: Наигрались? А нам пора продолжить наши опыты, нас ждут новые открытия! Как вы думаете, воздух имеет вес? Давайте проверим.
Опыт 4 «Имеет ли воздух вес?»
(воспитатель берёт в руки воздушные шар)
Воспитатель: Что у меня в руках? Почему он так называется? Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвочки и палочки.
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит, шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Запомните :
«Воздух имеет вес»
Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух запах? Как вы думаете? Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет? Запомните:
«Воздух не имеет запаха»
(воспитатель незаметно распыляет духи)
Дети: А сейчас пахнет духами!
Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но, двигаясь, может доносить запах до нас.
Ветер- это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха. А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха : качаются деревья, бегут облака, пар идёт изо рта. Запомните:
«Воздух движется»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и пяти минут. Воздух- часть природы!
Литература:
1. Аджи А. В., Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада.
Воронеж: ООО «Метода», 2014.
2. Бурыкина М Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста.
Брянск. 1995 г.
3. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.