Елена Вифлянцева
«Воздух-невидимка». Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Вифлянцева Е. А.
Цели:
1. опытным путем выявить свойства воздуха, его роль в жизни человека;
2. создать эмоционально положительную атмосферу в коллективе детей;
3. развивать интерес к познавательной деятельности;
4. воспитывать дружеские отношения в процессе работы.
Материал: большие стаканы с водой и маленькие стаканы на каждого ребенка, соломинки, прозрачная емкость с водой, стакан с мыльной водой, воздушные шары, стол, костюм клоуна, насос.
Ход НОД:
Публикация «„Воздух-невидимка“, Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
В группу вбегает Кнопка и ловит спускающийся воздушный шар.
Кнопка: Ой-ой-ой, ловите его, держите его. Ой-ой-ой, куда же ты улетаешь! Помогите же мне кто-нибудь! (Обращается к детям) Посмотрите, что это с ним! Что случилось с моим веселым воздушным другом, с моим любимым шариком? (Плачет).
-Ой-ой-ой, он, наверное, заболе-е-ел. Что же мне теперь делать. С кем я буду играть? Кто меня теперь пожале-е-ет. (сама жалеет воздушный шap). А вы кто такие? Вы не доктора? Нет? А кто? (дети). А вы будете со мной дружить? А играть? А давайте знакомиться! Меня Кнопочкой зовут. А вас? (здоровается с каждым за руку и знакомится).
-А вы случайно не знаете, что случилось с моим другом - воздушным шариком? Может, он заболел? (Дети высказывают свои предположения). Ребята, а чего ему не хватает, чтобы быть большим, кругленьким, красивым. (подходят к выводу, что шару не хватает воздуха, его нужно надуть). Давайте пока положим моего друга шарика отдохнуть.
Кнопка: - Ой, а я не знаю что такое воздух? А вы знаете? Кто - нибудь видел его? Может быть, он вот здесь? (смотрят вокруг, ищут) Или тут. А вот это не воздух? Нет? Ну где же он, как его найти? (приходят вместе к выводу, что воздух везде вокруг нас, но мы не можем его увидеть, т. к, он невидимый).
Кнопка: Как же так, ребята, ну что - же мне теперь делать, моему шарику так нужен воздух, а я даже не могу его найти, не могу его увидеть.
- А давайте мы все вместе его еще раз поищем. Вы поможете мне?
Без вас мне никак не обойтись! Скажу вам по секрету, я ведь умею показывать фокусы и у меня для этого есть свои волшебные предметы. (Подходят к столу со стаканами). Вот такие у меня есть стаканчики (берут маленькие стаканы). Посмотрите внимательно, есть ли там что-нибудь? (выслушивают предположения). А давайте проверим? Для этого нужно взять большой стакан с водой и очень медленно, ровненько, вверх дном опускать туда маленький стаканчик (показывает). Что происходит, ребята? Попадает вода в маленький стакан? Посмотрите внимательно. Почему вода не попадает в стаканчик? Может быть ей что - то мешает? Что - то не пускает её в стакан? Что не дает воде попасть внутрь? Кто догадался? (приходят к выводу, что это воздух) Так значит, это воздух не пускает воду в стакан? Да? Теперь я поняла. А ты понял? (закрепляют вместе).
Кнопка:- А теперь давайте сделаем немножко по - другому, чтобы действительно убедиться, что в стакане воздух. Давайте опустим его в воду и немножко наклоним. Что получится? Но т. к. в большом стакане это делать неудобно, давайте используем вот эту емкость с водой (показывает опыт сначала сама, а потом предлагает повторить детям).
- Ой, ребята, смотрите, что это там булькает? (пузырьки).
Пузырьки? А что это за пузырьки, откуда они взялись? (в случае затруднения помогает ребятам прийти к выводу, что пузырьки воздуха выходят из стаканчика, а их место занимает вода. )
Кнопка: Так вот как мы можем увидеть воздух! В водичке! А вы поняли, где мы можем увидеть воздух? Где, ребята? (обращается к нескольким конкретно). А почему мы просто не могли увидеть его в стакане? (потому что он - невидимый).
- Ой, какой он интересный, этот воздух! Нельзя его увидеть. А может быть его можно попробовать? Или понюхать? Или скушать? (Пробует все это сделать и задает вопросы. По желанию дети могут повторить за Кнопкой). Почему - то у меня ничего не выходит! Почему не выходит? Можно ли, понюхать, поиграть с воздухом? (Нет).
-Ну вот, нельзя этот воздух ни понюхать, ни скушать, ни проглотить. А что же с ним делать? Может быть, он нам вообще и не нужен? (Выслушивает ответы ребят и подводит к выводу, что воздух нужен и необходим нам для дыхания. Без него бы не было жизни).
-Я поняла, я поняла, воздух нужен нам для того, чтобы дышать. А если мы не будем дышать? Ребята, я поняла, воздух нужен людям. А ещё кому? (животным, растениям) А как мы дышим? (через нос, рот). У всех есть носики? Давайте подышим ими.
Кнопка: - А теперь представим, что мы маленькие ежики, подышим, как ежики? А теперь мы - большие слоны. Какой нос у слона? (большой). И дышит он, наверное, глубоко-о. Подышим, как слоны. А теперь вдохнем глубоко и задержим дыхание на немного, выдохнем.
-Понравилась вам такая гимнастика? Ребята, мы с вами дышали как животные, а как же дышат растения? Куда они свои носики спрятали? (Если дети затрудняются ответить, то объясняет сама, что у растений на листьях есть маленькие поры - через них они и дышат). Значит воздух нужен всем - всем? А если бы его не было, смогли бы мы жить?
Кнопка: Ребята, а как узнать, что я дышу? Может быть, я просто рот открываю? (выслушивает предположения детей)
- Верно, можно поднести ладошки ко рту и от дыхания они станут теплыми, можно подышать на зеркальце - оно запотеет, можно подуть - получится ветерок. А еще ребята можно подуть в стакан с водой через соломинку - получится целая буря в стакане. Давайте попробуем (раздает каждому соломинки и стаканы с водой).
- Только не пейте, пожалуйста, воду, иначе ничего не увидите. (проделывают опыт и выясняют, что пузырьки - это воздух, который мы выдыхаем.)
- У всех получилось? Все увидели у себя пузырьки воздуха? Ребята, а в стакане почему - то оказалась мутная вода, наверное, туда нечаянно попало мыло. (Дует). Ой, вот это пузырьки! Сколько их тут много! А что это у меня за пузыри? (мыльные).
-А что с ними можно делать (надувать). Давайте попробуем все вместе (надувают мыльные пузыри). А что там внутри пузырей, ребята? (воздух).
Кнопка: -Ребята, их можно надуть воздухом, да? А если мы можем надуть столько много пузырей, то мы и шарик мой можем надуть! Ой, как здорово! Ребята, вы мне так здорово сегодня помогли найти воздух, что мне захотелось с вами поиграть.,
- Давайте вы все будете моими шариками. Сейчас мои шарики спокойно лежат в коробочке (сидят на корточках).
А теперь я каждого буду надувать насосом, а вы будете изображать большой воздушный шар, а наверху я завяжу ниточку, чтобы мой шарик не сдулся. (показывает и начинает игру).
- Надуваем «шары».
- А сейчас подул легкий ветерок и мои шарики, такие легкие, воздушные, хотят разлететься, но я их крепко держу за ниточки, боюсь потерять. ("Шары" кружатся, подгоняемые ветерком).
- Ой, боюсь потерять свои шарики, надо их быстрее сдувать, чтобы не улетели. Развяжу ниточку (развязывает каждый шарик, выпущу воздух и снова шарики сложу в коробочку.
Кнопка: - Понравилась вам игра? Вот теперь вы сможете сами в нее поиграть. А чтобы вам не скучно было, я хочу подарить вам воздушные шарики, чтобы у вас тоже были такие же друзья, как у меня. Ребята, только давайте вспомним, что нужно шарикам, чтобы быть большими, красивыми, легкими и играть с вами (им нужен воздух). А где воздух? (везде вокруг нас) Какой он? (невидимый, прозрачный). Кому нужен воздух (всем). Для чего он нужен? (дышать, жить).
Кнопка: - Ребята, теперь я вижу, что вы все знаете о
воздухе и мне помогли его найти! Спасибо вам большое! Мне уже пора идти, я ведь тоже хочу поиграть со своим дружочком. А вам оставляю шарики: наполните их своим теплом, своим дыханием, чтобы они стали вам настоящими друзьями.