Приложение МААМ

Экспериментальная деятельность музыкального руководителя по развитию художественно-эстетических способностей детей в ДОУ

Светлана Юрьевна Шашина
Экспериментальная деятельность музыкального руководителя по развитию художественно-эстетических способностей детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта:

Одной из главных задач художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобретательной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.

Публикация «Экспериментальная деятельность музыкального руководителя по развитию художественно-эстетических способностей детей в ДОУ» размещена в разделах

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой с древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. К сожалению, долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

В наши дни, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура.

Сегодня музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально – воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги – практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Поэтому изучение фольклора, как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка, представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов.

Проблема: Хотелось бы, чтобы воспитатели ДОУ чаще использовали русский фольклор в работе с детьми. Работа по формированию у дошкольников музыкальных способностей, средствами народного искусства, является актуальной, по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду.

Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Время реализации проекта: 1 год.

Цель проекта: заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Задачи проекта:

- Развивать интерес детей к народному быту;

- Познакомить детей с историей русских праздников, традиций и обычаях;

- Формировать у детей потребность получать новые знания о русском фольклоре;

- Развивать и совершенствовать у детей, педагогов, музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;

- Поддерживать у детей, родителей и педагогов потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный (октябрь) сбор информации.

2-й этап: организационный (ноябрь – февраль) - разработка содержания занятий с детьми, сценарии развлечений.

3-й этап: формирующий (март - апрель) – проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, подготовка презентации, выступление на педсовете).

Предполагаемый результат.

- у детей сформированы знания о русских народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

- у старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям;

- родители вовлечены в совместную познавательно-творческую деятельность.

- показ презентации «Русские музыкальные инструменты»

- изготовление папки передвижки «С Масленицей»

- посещение музея в ДОУ «Русская горница»

- проведение занятия с детьми старшей группы «Жаворонки прилетайте»

- конкурс: «Пасхальное яйцо»

- проведение развлечения «Весенние посиделки»

Формы реализации проекта.

1 этап:

- Тематические занятия по ознакомлению с историей русских народных праздников, их проведение;

- Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями;

- Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов;

- Обучение игре на русских народных инструментах.

2 этап:

Направление проекта.

- составление тематического плана;

- работа с детьми и педагогами;

- работа с родителями;

- создание развивающей среды;

- диагностическое обеспечение.

3 этап:

Выполнение проекта:

Формы и методы работы с детьми при организации музыкально - фольклорной деятельности:

Музыкальные занятия.

Разучивание русских народных игр, песен, попевок, закличек, хороводов.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Игра на русских музыкальных инструментах.

Дидактические игры.

Музыкальный фольклор:

Русская народная музыка во время игр детей.

Русская народная музыка в часы досуга.

Русская народная музыка на прогулках и занятиях физкультурой.

Музыкальный фольклор на досугах и развлечениях:

Песни, хороводы, частушки, потешки.

Народные игры, танцы.

Экскурсии.

Формы и методы работы с родителями.

- Консультации.

- Праздники, развлечения, досуги.

- Изготовление русских народных костюмов и атрибутов.

Планирование работы по ознакомлению детей с русской культурой.

Цель:

- Закрепить собирательный образ народных праздников, названия, обрядовые действия;

- Дать детям представления о народной культуре;

- Познакомить их с периодами жизни русского народа.

Программное содержание:

Познакомить детей с русскими обрядами, песнями, играми, плясками и атрибутами. Способствовать возрождению традиций.

Результат промежуточной оценки индивидуального развития детей.

Результаты мониторингапоказали, что большинство детей на первоначальном этапе работы самостоятельно и осознанно выполняют задания по всем видам музыкальной деятельности, достаточно хорошо поют, выразительно и ритмично двигаются.

За время работы над проектом заметно улучшились результаты всех детей. Используя различные русские народные распевки, упражнения, дети научились народной манере пения. Заметно улучшилась интонация. С помощью хороводов, русских народных танцевальных движений дети стали более пластично двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений.

Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, самодельные шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. Появились навыки концертного выступления.

На ложках у нас играют не только дети, но и педагоги. На семинарах и развлекательных мероприятиях, в нашем детском саду дети совместно с педагогами не однократно демонстрировали свои способности.

Система оценки индивидуального развития детей (мониторинг, проводимая на конец проекта, показала хорошие результаты.

Дети выразительно и ритмично двигаются в соответствии с различным характером музыки. Чисто, напевно поют. Умеют дать оценку качеству своего пения, а не только пению других детей.

Способны различать характер музыки и эмоционально на нее отвлекаться. Дети получают удовольствие от пения русских народных песен, хороводов,

музыкальных игр, танцев, что способствует развитию музыкальных способностей во всех видах деятельности.

Детям нравится играть импровизационные аккомпанементы с включением ударно-шумовых инструментов: бубен, трещотки, треугольник, погремушки, маракасы, ложки. Такие импровизации – помогают детям познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память.

В начале проекта не все дети имели представления о некоторых инструментах. В процессе работы они не только познакомились с ними, овладели приемами игры на них, но и самостоятельно, научились их изготавливать из бросового материала. Появились навыки концертного выступления. Дети, которые стеснялись и неохотно соглашались играть на инструментах, стали получать эстетическое удовольствие от музицирования. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга.

Вывод:

Проведенная работа с дошкольниками по ознакомлению с фольклором показала положительные результаты. Я считаю, что на сегодняшний день необходимо продолжать осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас через приобщение детей к традициям и культуре русского народа.

Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Используемая литература.

1. «Народные праздники в детском саду».

Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет.

М. Б. Зацепина., Т. В. Антонова. Москва 2008год.

2. «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1.

Г. А. Лапшина. Волгоград 2015год.

3. «А мы просто сеяли» выпуск 4.

Русские народные игры – хороводы для детей.

М. Медведева. Москва 2012 год.

4. «Праздники для детей и взрослых»

Н. В. Чудакова. Москва 2001год.

5. «Русские народные подвижные игры»

Пособие для воспитателей детского сада.

М. Ф. Литвинова. Москва 1986год.

6. «Ай, ду-ду.» Русские народные песенки.

Н. М. Мартынова. Москва 2009год.

7. «Два веселых гуся» сборник потешек для детей.

П. Шейна., М. Булатова. Москва 1992год.

8. «А у наших у ворот развеселый хоровод»

Народные праздники, игры и развлечения.

М. А. Михайлова. Ярославль 2001год.

9. Журналы «Музыкальный руководитель»;

«Музыкальная палитра».2013-2018г. г.

Публикации по теме:

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

План по самообразованию музыкального руководителя «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств« План по самообразованию музыкального руководителя «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность»Цель.

Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой»Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой» Вид проекта: творческо-экспериментальный, краткосрочный Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители Актуальность: Одним.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Как появилась музыка?» Проект «Как появилась музыка?» Паспорт проекта: Вид проекта: исследовательский, детский. Тема проекта: «Как появилась музыка?» (исследование.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Инструменты симфонического оркестра» Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность музыкального руководителя по развитию художественно-эстетических способностей детей в ДОУ
Опубликовано: 12 мая 2024 в 22:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная деятельность музыкального руководителя по развитию художественно-эстетических способностей детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юрьевна Шашина (УИ 3418646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД