Светлана Юрьевна Шашина
Экспериментальная деятельность музыкального руководителя по развитию художественно-эстетических способностей детей в ДОУ
▼ Скачать
Актуальность проекта:
Одной из главных задач художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобретательной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.
Публикация «Экспериментальная деятельность музыкального руководителя по развитию художественно-эстетических способностей детей в ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой с древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. К сожалению, долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.
В наши дни, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура.
Сегодня музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально – воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги – практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Поэтому изучение фольклора, как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка, представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов.
Проблема: Хотелось бы, чтобы воспитатели ДОУ чаще использовали русский фольклор в работе с детьми. Работа по формированию у дошкольников музыкальных способностей, средствами народного искусства, является актуальной, по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду.
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта: воспитанники и воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Время реализации проекта: 1 год.
Цель проекта: заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи проекта:
- Развивать интерес детей к народному быту;
- Познакомить детей с историей русских праздников, традиций и обычаях;
- Формировать у детей потребность получать новые знания о русском фольклоре;
- Развивать и совершенствовать у детей, педагогов, музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;
- Поддерживать у детей, родителей и педагогов потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Этапы реализации проекта.
1-й этап: подготовительный (октябрь) сбор информации.
2-й этап: организационный (ноябрь – февраль) - разработка содержания занятий с детьми, сценарии развлечений.
3-й этап: формирующий (март - апрель) – проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, подготовка презентации, выступление на педсовете).
Предполагаемый результат.
- у детей сформированы знания о русских народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
- у старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям;
- родители вовлечены в совместную познавательно-творческую деятельность.
- показ презентации «Русские музыкальные инструменты»
- изготовление папки передвижки «С Масленицей»
- посещение музея в ДОУ «Русская горница»
- проведение занятия с детьми старшей группы «Жаворонки прилетайте»
- конкурс: «Пасхальное яйцо»
- проведение развлечения «Весенние посиделки»
Формы реализации проекта.
1 этап:
- Тематические занятия по ознакомлению с историей русских народных праздников, их проведение;
- Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями;
- Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов;
- Обучение игре на русских народных инструментах.
2 этап:
Направление проекта.
- составление тематического плана;
- работа с детьми и педагогами;
- работа с родителями;
- создание развивающей среды;
- диагностическое обеспечение.
3 этап:
Выполнение проекта:
Формы и методы работы с детьми при организации музыкально - фольклорной деятельности:
Музыкальные занятия.
Разучивание русских народных игр, песен, попевок, закличек, хороводов.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Игра на русских музыкальных инструментах.
Дидактические игры.
Музыкальный фольклор:
Русская народная музыка во время игр детей.
Русская народная музыка в часы досуга.
Русская народная музыка на прогулках и занятиях физкультурой.
Музыкальный фольклор на досугах и развлечениях:
Песни, хороводы, частушки, потешки.
Народные игры, танцы.
Экскурсии.
Формы и методы работы с родителями.
- Консультации.
- Праздники, развлечения, досуги.
- Изготовление русских народных костюмов и атрибутов.
Планирование работы по ознакомлению детей с русской культурой.
Цель:
- Закрепить собирательный образ народных праздников, названия, обрядовые действия;
- Дать детям представления о народной культуре;
- Познакомить их с периодами жизни русского народа.
Программное содержание:
Познакомить детей с русскими обрядами, песнями, играми, плясками и атрибутами. Способствовать возрождению традиций.
Результат промежуточной оценки индивидуального развития детей.
Результаты мониторингапоказали, что большинство детей на первоначальном этапе работы самостоятельно и осознанно выполняют задания по всем видам музыкальной деятельности, достаточно хорошо поют, выразительно и ритмично двигаются.
За время работы над проектом заметно улучшились результаты всех детей. Используя различные русские народные распевки, упражнения, дети научились народной манере пения. Заметно улучшилась интонация. С помощью хороводов, русских народных танцевальных движений дети стали более пластично двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений.
Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, самодельные шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. Появились навыки концертного выступления.
На ложках у нас играют не только дети, но и педагоги. На семинарах и развлекательных мероприятиях, в нашем детском саду дети совместно с педагогами не однократно демонстрировали свои способности.
Система оценки индивидуального развития детей (мониторинг, проводимая на конец проекта, показала хорошие результаты.
Дети выразительно и ритмично двигаются в соответствии с различным характером музыки. Чисто, напевно поют. Умеют дать оценку качеству своего пения, а не только пению других детей.
Способны различать характер музыки и эмоционально на нее отвлекаться. Дети получают удовольствие от пения русских народных песен, хороводов,
музыкальных игр, танцев, что способствует развитию музыкальных способностей во всех видах деятельности.
Детям нравится играть импровизационные аккомпанементы с включением ударно-шумовых инструментов: бубен, трещотки, треугольник, погремушки, маракасы, ложки. Такие импровизации – помогают детям познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память.
В начале проекта не все дети имели представления о некоторых инструментах. В процессе работы они не только познакомились с ними, овладели приемами игры на них, но и самостоятельно, научились их изготавливать из бросового материала. Появились навыки концертного выступления. Дети, которые стеснялись и неохотно соглашались играть на инструментах, стали получать эстетическое удовольствие от музицирования. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга.
Вывод:
Проведенная работа с дошкольниками по ознакомлению с фольклором показала положительные результаты. Я считаю, что на сегодняшний день необходимо продолжать осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас через приобщение детей к традициям и культуре русского народа.
Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.
Используемая литература.
1. «Народные праздники в детском саду».
Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет.
М. Б. Зацепина., Т. В. Антонова. Москва 2008год.
2. «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1.
Г. А. Лапшина. Волгоград 2015год.
3. «А мы просто сеяли» выпуск 4.
Русские народные игры – хороводы для детей.
М. Медведева. Москва 2012 год.
4. «Праздники для детей и взрослых»
Н. В. Чудакова. Москва 2001год.
5. «Русские народные подвижные игры»
Пособие для воспитателей детского сада.
М. Ф. Литвинова. Москва 1986год.
6. «Ай, ду-ду.» Русские народные песенки.
Н. М. Мартынова. Москва 2009год.
7. «Два веселых гуся» сборник потешек для детей.
П. Шейна., М. Булатова. Москва 1992год.
8. «А у наших у ворот развеселый хоровод»
Народные праздники, игры и развлечения.
М. А. Михайлова. Ярославль 2001год.
9. Журналы «Музыкальный руководитель»;
«Музыкальная палитра».2013-2018г. г.