Наталья Романова
Проектная деятельность музыкального руководителя «Инструменты симфонического оркестра»
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
Публикация «Проектная деятельность музыкального руководителя „Инструменты симфонического оркестра“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Оркестр для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
«…дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К. Н. Вентцель.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно - творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности - универсальная характеристика творца. Это стремление - важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.
Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы работы с персональным компьютером, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами, применять ИКТ в своей работе.
Презентации помогают ребё нку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:
- расширяют представления об искусстве, о творчестве композиторов;
- способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;
- развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.
На музыкальных занятиях выделяются следующие разделы: слушание музыки, исполнение (песни, движения, игра на ДМИ, творческая деятельность. Мультимедийная презентация может включаться в любой раздел музыкального занятия.
Использование информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях делает процесс обучения более наглядным и эффективным, является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов
Проект «Инструменты симфонического оркестра
(по сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»)
Вид проекта : творческий, групповой, средней продолжительности.
Продолжительность проекта : март 2019г. - апрель 2019 г.
Разработчик: музыкальный руководитель.
Участники: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели.
Образовательная область: музыка
Тема проекта «Инструменты симфонического оркестра в сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк» является сложной для усвоения детьми. Она очень актуальна для формирования знаний по предмету, объемна по содержанию учебного материала, с большим набором терминов и понятий. Данный проект позволяет учащимся в интересной, доступной форме познакомиться с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска) на примере с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк», развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый, творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
Цель:
Воспитание культуры слушания симфонической музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки
Задачи:
Познакомить с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду.
Определять героев сказки по характеру музыки.
Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.
Поощрять проявление творческой активности детей.
Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
Значимость проекта
Знакомясь с инструментами симфонического оркестра, дети приобретают основы музыкально-исторических знаний, развивают слух и музыкальную память.
Ожидаемые результаты.
Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.
Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.
Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.
Способствовать развитию Музыкальной Личности : мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Основные формы реализации проекта :
-игровые занятия по слушанию музыки,
-интегрированные занятия,
-продуктивная деятельность (изодеятельность,
-музыкальные викторины,
-релаксационные паузы,
-встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами - исполнителями.
Работа с родителями
Ведущая идея - активное вовлечение родителей в проектную деятельность.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- индивидуальные беседы;
- посещение концертов симфонической музыки семьей;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
Работа с воспитателями
Ведущая идея - активное вовлечение воспитателей в проектную деятельность.
Задача - привлекать воспитателей к совместной деятельности по слушанию симфонической музыки, проведению бесед с родителями.
Формы взаимодействия работы с воспитателями:
- педсоветы, консультации;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность.
Этапы реализации проекта с детьми
I. Знакомство с симфоническим оркестром в целом и его руководителем (дирижёром).
II. Изучение основного состава инструментов симфонического оркестра по группам.
1. Ударные: малый и большой барабан, литавры, тарелки, кастаньеты.
2. Деревянно-духовые - с использованием сказки С. С Прокофьева «Петя и волк».
3. Медно-духовые: валторна, труба, тромбон, туба.
III. Проведение мини - диагностики в форме музыкальных загадок и викторин.
Результат проекта
1. Расширены музыкальные впечатления детей.
2. У дошкольников обогатился словарный запас. Дети хорошо усвоили специальную терминологию: оркестр, дирижёр, пюпитр.
3. Научились различать группы инструментов.
4. Пробудился интерес к самостоятельному поиску новых знаний об оркестре.
5. Музыкальная викторина, проведённая по завершении проекта, показала, что 78% детей хорошо справились с заданием «Какой инструмент звучит?» и ответили на вопросы викторины (на начало проектной деятельности лишь 10 % дошкольников более- менее различали тембр музыкальных инструментов симфонического оркестра).