Рушания Гопанчук
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Прежде всего, ухудшение жизни человека выражается в плохой среде обитания: это загрязненная вода, воздух, продукты питания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Одна из актуальных задач сегодняшнего дня – воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особенно чувствительны к изменениям окружающей среды дети. Воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Я часто наблюдала, как дети проявляли бесчувственность, а порой даже и жестокость по отношению к животным, насекомым, растениям: брали в руки и сильно сжимали маленькое животное, ловили насекомых и сажали их в банку, что могло привести к травме, как ребенка, так и животного; рвали первоцветы, ломали ветки деревьев. А между тем стали редкими обычные когда-то растения и животные, оскудели богатые ранее грибами и ягодами природные угодья.
Обдумывая поведение детей и, чем может все это обернуться, икак объяснить детям, что всё живое в природе нуждается в любви и в защите? Научить понимать природу, ценить её значимость в нашей жизни, беречь её, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней - стало целью моей работы с детьми, и я наметила перед собой такие задачи экологического воспитания :
- Развитие экологического сознания и гуманных чувств, умение понимать и ценить природу.
- Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни и элементарных умений.
- Воспитание заботливого отношения к миру природы.
Таким образом, проведение подобной работы вызывает у детей самый важный интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы. В процессе приобщения детей к природе, я заметила, у многих детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, желание глубже узнать этот мир, прочувствовать красоту природы. Я считаю, что именно в детском возрасте ребенок наиболее перспективен для познания основ экологических знаний, так как в этом возрасте они воспринимает природу как окружающую среду гораздо эмоциональней и обращает внимание на такие особенности природы, которые в старшем возрасте человек не замечает. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов. Он воспринимает животных и растения как равных, сочувствуя им, сопереживает вместе с ними. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такие бесценные свойства личности, как наблюдательность, любознательность.
Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Организуя работу по экологическому воспитанию детей с младшего возраста, в группе создала уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе, также имеется материал, который позволяет проводить небольшие эксперименты. Создала экологический музей, где собраны коллекции ракушек, камней, лекарственных растений, иллюстрации. Подобрала литературу с природоведческим содержанием. Имеется Красная Книга РТ, также в группе мы вместе с детьми сделали свою Книгу природы, куда внесли фотографии редких видов животных с их кратким описанием.
В своей работе использую разные формы воспитания и обучения. Художественное слово широко использую: в образовательной деятельности, на прогулке, в наблюдениях за природой, в проводимых развлечениях, в свободной деятельности. Это помогает детям быстрее и легче усвоить даваемый материал:
Основные формы экологического воспитания :
Образовательная деятельность:
Являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют нам формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т. е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. Провожу интегрированные занятия, циклы наблюдений, экологические праздники, игровые обучающие ситуации, элементарные опыты и проблемные ситуации.
Книги воспитывают в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение, учат выделять закономерности природных явлений. Замечено, что дети удивительно внимательно реагируют на явление природы: закапал ли дождик, пошел ли первый снежок, показалась ли первая весенняя травка. Эта чуткость не проходит мимо сознания маленького человека, затрагивает его. Поэтому, очевидно и детские писатели, зная эту особенность своего читателя, немало произведений - посвящают явлениям природы, жизни животных и растений.
В своей работе широко использую художественную литературу : произведения таких авторов как: Н. Павловой, В. Бианки, М. Пришвина, С. Скребицкого, Е. Чарушина и других. Они помогли мне углубить, закрепить и уточнить знания детей о природе, о рациональном ее использовании, о необходимости улучшать и защищать ее. Это помогает детям быстрее и легче усвоить даваемый материал, отражающие красоту и особенности русской природы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.
В художественной литературе о природе, сочетаются научное содержание и художественное слово. Заслуживают внимания книги отечественных авторов: А. Брем «Жизнь животных», В. Зотов «Лесная азбука», Т. Нуждина «Чудо - всюду». В процессе чтения художественной литературы дошкольники учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, запоминать. Так, например, маленьким детям трудно запомнить такие слова, как «стебель», «чешуйки», «плавники» и др. Но при помощи художественного слова (сказок, потешек, стихотворений) дети легко и быстро их запоминают.
Общее для всех возрастных групп требование к методике книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдениям в природе. После чтения художественныхпроизведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Произведения художественной литературы усиливают радостное настроение детей, развивают любознательность.
Занятия по экологии провожу с использованием художественного слова. Например, на занятиях «Что растет и кто живет на болоте», «Лес-источник здоровья», «Все нужны на земле» используются произведения таких авторов, как И. Бунина «Лес, точно терем расписной», Л. Некрасова «Осень», Ю. Дмитриева «Жаба», В. Мусатова «На болоте».
Так, например, на занятии по теме «Кустарники» ставятся задачи: познакомить детей с кустарниками их внешним видом, местом прорастания; закрепить умение находить отличия: кустарника от травы и деревьев, сравнивать их; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Занятия,проходят с использованием худ. слова, загадываем дошкольникам загадки, проводим беседу с детьми о растениях леса, с помощью сравнения кустарников, травы и деревьев. Дети самостоятельно подбирают обобщающее слово - «кустарники»
Планируя занятия о птицах, я, прежде всего, учу детей доброте, заботе, испытывать радость от сознания того, что можно спасти птиц от гибели, не навредить им, например, стихотворения Е. Благиной «Журавушка», после чтения и анализа дети высказывают своё мнение. Также, включаю в занятия игры (подвижные) «Не сорока, не ворона», «Птицы вгнёздах», «Воробушки и автомобили», «Совушка». Эти игры помогают детям перевоплощаться, развивая их фантазию и воображение (дошкольники представляют себя той птичкой, на которую хотят быть похожими больше всего, стараются подражать ей голосом). Зимой на нашем участке мы вывешиваем кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Чтениестихотворения В. Берестова «О чём поют воробушки» помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам. Дети понимают, что их надо кормить, выходя на прогулку, делают это с удовольствием и восхищением.
Летом проводим наблюдения за насекомыми: дождевые черви, улитки, различные насекомые – мухи, муравьи, бабочки. Вспоминаем рассказы Н. Розакова «Муравей Красная точка», о «Бабочках и стрекозах» - из книги Ф. Льва «Потому что они красивые», А. Фета «Бабочка».
Так в группе с детьми, рассаживали фиалку. Перед тем как начать ее рассаживать прочитала детям стихотворение Е. Серова «Фиалка». После прочитанного стихотворения, провела с детьми беседу, после чего мы с детьми решили посадить сами этот цветок. И каждый старался ухаживать за своим цветком. С радостью и нетерпением ждали результаты своей работы.
Летом работали на огороде и ждали свой урожай. Ухаживая за грядками, широко использовали стихи об огороде А. Прокопьева, В. Зубкова, Д. Максакова и других.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работу с родителями по экологическому воспитанию детей начала с проведения анкетирования. Целью, которой было выяснить их отношение к природе, и как они хотят, чтобы их ребенок относился к ней? После чего оценив результаты, мной использовались такие методы работы с родителями как: традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать. Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу.
В работе с семьёй использую – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Проводим выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе» «Лучшая кормушка» и другие.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
В результате целенаправленной работы по данному направлению отмечается, что у детей закладываются знания о культуре поведения в природе. С помощью художественной литературы, дети на примерах героев сказок, рассказов учатся верно оценивать свои поступки и поведение окружающих. Главное добиться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им. Научившись наблюдать, понимать и подмечать в обыкновенном новое, неожиданное, ребёнок сможет полюбить природу и вырасти бережливым хозяином её богатств.