Юлия Голубева
Инновационный опыт «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео - играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми я выявила некоторые проблемы: в соблюдении детьми моральных норм и правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей с товарищами и взрослыми.
Публикация «Инновационный опыт „Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Дружба. Учимся дружить
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить такие понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло».
Цель: помочь своим воспитанникам сформировать опыт морально-нравственного отношения к окружающему миру; воспитывать доброжелательные отношения к товарищам; систематизировать и обобщить правила культуры общения со сверстниками.
Задачи:
1. Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты.
3. Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми и правильно выражать свои мысли.
4. Формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их делами, интересами, удобствами.
5. Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Самыми большими помощниками в работе с детьми стали книги. Детская художественная литература всегда являлась активным средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека. Во все времена в каждом доме существовала своя библиотека с детской и взрослой литературой.
И конечно, мы начали работу с того, что своими силами и силами родителей создали в группе небольшую, но постоянно пополняющуюся библиотеку, в которой появились замечательные русские народные сказки, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», рассказы Л. Н. Толстого о дружбе, честности, справедливости, произведения Н. Носова, К. Чуковского, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, стихи А. Барто о доброте и взаимовыручке, рассказы В. Осеевой, сказки В. Сутеева, произведения зарубежных авторов.
Старались читать с детьми в любое свободное время. После прочтения, например, стихов А. Барто (из цикла «Вовка — добрая душа») дошкольники делятся своими мыслями о том, что хотят быть похожими на добродушного и готового всегда придти на помощь мальчишку, и совсем не хотят быть похожими на неряшливую Федору из сказки «Федорино горе» К. Чуковского. Дети реагируют очень эмоционально, будто сами стали участниками произведений, добродушно смеются над трусливым мальчишкой-персонажем рассказа «Живая шляпа» Н. Носова, или осуждают отрицательные поступки героев, например, из произведения «Косточка» Л. Толстого. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, рисуем и лепим героев прочитанных произведений.
Конечно, воспитание культуры поведения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка, идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Поэтому были подготовлены тематические консультации «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги». В родительском уголке регулярно меняется информация по формированию у детей дружеских взаимоотношений, о правилах общения с ребенком, о воспитании детей средствами художественной литературы.
Были проведены ряд бесед: «Зачем говорят «Здравствуй», «Вежливая просьба», «Секрет вежливости», «Воспитанный человек», «Что такое добро и зло?», «Как вы понимаете слово – дружба?», «Береги книгу».
Была подготовлена и проведена в старших группах инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Вместе с детьми были созданы книги с рисунками и раскрасками «Добрые поступки» и «Плохие поступки» литературных героев.
Разучивали с детьми игры-тренинги на создание бесконфликтной обстановки в группе: «Давай поздороваемся», «давай передадим друг другу хорошее настроение», «Давайте прощать и уступать друг другу».
Проведено итоговое мероприятие «Путешествие на остров «Дружба».
Уже сейчас я стала наблюдать положительные результаты в поведении и общении детей между собой и со взрослыми. Дети не забывают использовать вежливые слова, решать конфликты с помощью слов, поправлять друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки, с удовольствием помогают и старшим, и сверстникам. Рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию. Когда мы заучиваем наизусть стихи о доброте, о помощи и бескорыстии, или наоборот равнодушии, дети меньше задают вопросы о значении этих понятий, и могут почти без моей помощи пояснить и привести примеры из жизни.
На этом моя работа не закончена. Я считаю, что все самое интересное еще впереди. В дальнейшем я планирую продолжить развивать у детей понятия нравственных качеств и поступков, для того, чтобы воспитать в них порядочность, честность, справедливость к себе и окружающему его обществу. В будущем, буду стремиться к тому, что бы вызвать у детей желание следовать хорошим литературным примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Как сказал Джон Локк, именно от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа, будущего.