Ирина Пикашова
Индивидуальный план по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу»
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова Ирина Ивановна
Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года
Актуальность темы:
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию „Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Понятие "патриотизм" понимается широко: - и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; - и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; - и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребё нок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Гипотеза.
Планирование и проведение различных мероприятий с детьми, родителями и педагогами, использование методической и художественной литературы патриотической направленности, пособий, иллюстративного материала, применение разнообразных приёмов создаёт условия для патриотического воспитания детей, в частности: развития духовно – нравственных качеств ребёнка, эмоций, чувств, мышления, адаптации в обществе, формирования общечеловеческих ценностей и культуры общения.
Цель: создать благоприятную развивающую предметно – пространственную среду для формирования патриотического воспитания дошкольников используя художественную литературу, пособия, иллюстративный материал.
Задачи:
- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;
- создать условия для патриотического, речевого, познавательного, социально – коммуникативного развития детей через оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
- формировать интерес к истории родного края, города, событиям, традициям, семейным ценностям, близким людям, преданности к своему отечеству, народу через беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы;
- способствовать приобщению детей к умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, воспитывать духовно – нравственные качества;
- приобщать родителей к формированию у детей патриотизма через беседы, чтение художественной литературы, совместные экскурсии и прогулки;
План работы :
Месяц Формы работы
С детьми С педагогами С родителями
Сентябрь - Беседа по теме: «Моя семья» -
- Чтение художественной литературы о семье, родном доме, близких людях.
- Изучение методической литературы по теме самообразования. – Подбор иллюстративного материала, пособий, художественной литературы, дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей. - Создание в группе развивающей предметно - пространственной
среды – «Моя Родина – Россия». «Центр речевого развития», «Уголок книги». - Консультация для родителей:
«Как воспитать настоящего человека?»
- Предложить родителям побеседовать с детьми о семье, близких людях, работе родителей
- Д/ игра: «Как зовут маму, папу…»
«Кем работают папа, мама?»
Октябрь - Беседа по теме: «Улица, на которой я живу». - Чтение художественной литературы про родной город, дом.
- Рассматривание книги: «Тольятти»
Д/ игра: «Назови домашний адрес»
- Консультация для педагогов: «Патриотическое воспитание дошкольников через художественную литературу»
- Книга «Тольятти» - Предложить родителям с детьми прогуляться по родному городу. - Нарисовать рисунок: "Улицы нашего города", «Моё любимое местечко» - Закрепить с детьми название домашнего адреса: Д/ игра: «Назови адрес»
Ноябрь - Ознакомление с символикой России, родного города.
- Чтение стихов о Родине. - Изготовление альбома: «Мой край родной», «История нашего города». – Подбор иллюстраций, стихов о Родине, родном крае, городе.
- Предложить родителям посетить с детьми краеведческий музей города.
- Совместное оформление альбома : «Мой край родной»
Декабрь - Чтение художественной литературы о природе родного края в зимнее время. - Зимний праздник: «Зимушка - зима» - Сюжетные картинки: «Зимний лес», «Природа родного края зимой»
- Подготовить папку - передвижку для родителей: «Почитайте детям»
- Папка -передвижка для родителей: «Почитайте детям о природе родного края» (стихи, рассказы, пословицы, загадки)
- Совместная подготовка к зимнему празднику: «Зимушка - зима» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).
Январь - Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.
- Развлечение: «Игры наших бабушек» (стихи, загадки, игры) - Подготовить атрибуты для развлечения: «Игры наших бабушек» - Консультация: «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»
- Подготовить атрибуты (маски, костюмы) для развлечения.
Февраль Беседа на тему: «Главные праздники России». - Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». - Чтение стихов, рассказов о Родине, армии, солдатах: «День Защитника Отечества».
- Коллаж: «Мой папа (дедушка) служил в армии». - Иллюстрации:
«День Защитника отечества», «Наша армия сильна»
- Подбор художественной литературы о Родине, армии, солдатах. - Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества» - Выставка детского творчества: «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март - Беседы на тему: «Моя мама – лучшая на свете», - Д/ игра: «Что умеет моя мама, бабушка?» - Весенний праздник: «Мамин праздник» - Чтение стихов про маму, бабушку - Рисование: «Мамин портрет» - Сюжетные картинки: «Мамины помощники», «Мамин праздник», «Бабушка моя» - Подбор художественной литературы про маму, бабушку
- Совместная подготовка к празднику: «Мамин праздник» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы). - Выставка детских работ: «Мамин портрет».
Апрель - Беседы о космосе и космонавтах - Викторина «Что вы знаете о космосе».
- Чтение рассказов и стихов о космосе и космонавтах - Рисование: «Космос глазами детей». - Изготовление альбома о космосе и космонавтах.
- Подбор художественной литературы о космосе. - Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май «Вечер памяти» - Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. – Утренник: «День Победы» - Выставка консультаций, наглядного материала, пособий для педагогов.
- Фотовыставка - Предложить родителям посетить с детьми мемориал воинской славы: «Никто не забыт, ничто не забыто»
- Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям : «Великий День Победы»
- Подведение итогов работы на родительском собрании: «Успехи наших детей»
Список используемой литературы :
1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". 3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". 4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012. 5. Карпинская Н. С. «Художественное слово в патриотическом воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.
Предоставление опыта работы на следующих мероприятиях:
Предоставление плана работы по теме самообразования в методический кабинет.
Размещение материала на сайте МАОУ д/с №69 «Веточка»
Планируемый результат :
Составлен и проанализирован план работы по теме самообразования, подобрана методическая литература.
Подобран практический материал согласно плану работы по теме самообразования ( пополнена развивающая предметно -пространственная среда: «Уголок книги», атрибуты для игр – драматизаций, иллюстрации для рассматривания и бесед)
Дети:
интересуются художественной литературой, используют в общении литературную речь, бережно относятся к книгам;
самостоятельно составляют рассказы на определенные темы, сочиняют четверостишия, придумывают сказки, инсценируют отрывки из произведений.
Родители:
регулярно используют чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни;
проявляют интерес к взаимодействию с воспитателем, детьми.
Форма отчёта :
Подведение итогов работы за 2018 – 2019 уч. год на родительском собрании: «Успехи наших детей»
Выставка детского творчества: «Мой родной город»
Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми»
Систематизация и подборка практического материала согласно плану работы по самообразованию (детская художественная литература, альбом с портретами писателей, иллюстрации, атрибуты для театрализованной деятельности, фотоматериал и др.)
Подпись педагога: ___/Пикашова И. И. /