наталья киселева
Гендерное воспитание детей через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Самой актуальной проблемой на современном этапе является проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, его полоролевой дифференциации.
Публикация «Гендерное воспитание детей через художественную литературу» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, то есть уверенность в себе, определенность установок, благополучного отношения в семье.
Если основы модели поведения не будут заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.
Литература, в том числе художественные произведения для детей, как социальный институт, является одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по гендерному воспитанию дошкольников, я пришла к выводу, что работу по данной проблеме можно реализовывать использую художественную литературу.
Восприятие ребенком произведений художественной литературы в педагогике можно рассматривать как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя). Литература, в том числе художественные произведения для детей, как социальный институт, является одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.
Как ярким примером взаимосвязи полоролевого поведения самоопределения дошкольника и художественной литературы, мы ссылаемся на книгу Т. Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» и на ее основе организую работу по гендерному воспитанию дошкольников через чтение художественной литературы в средней группе ДОУ.
Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников мною была подобрана художественная литература (в частности сказки, рекомендованная для дошкольников 4-5 лет, которую мы разделили на три группы:
•«мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж;
•«женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола;
•«смешанные» : есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Как можно выстроить работу по гендерному воспитанию через чтение художественной литературы в средней группе ДОУ?
Средний дошкольный возраст характеризуется скачком в развитии познавательного интереса у детей. Ребенку интересно не только, что вокруг него, но и то, что выходит за рамки конкретной ситуации, в которой он находится. Границы мира, который интересует ребенка, сильно расширяются.
Дети 4-5 лет еще не умеют читать сами, но у них отмечается устойчивый интерес к книге, который педагогам следует поддерживать. Хорошо, если дети будут почаще брать книги в руки, рассматривать иллюстрации, пробовать «читать» самостоятельно, рассказывая сюжет по иллюстрациям, частично или целиком его придумывая. Замечательно, если дети будут обращаться к воспитателям с просьбой почитать ту или иную книгу из книжного уголка.
Большую роль в полоролевом воспитании имеет знакомство ребенка со сказками. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Большие возможности в процессе полоролевого воспитания играют все сказки и народные, и авторские и дидактические. Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки.
Роль сказки как одного из средств гендерного воспитания дошкольников неоценима. При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации детей нами были выделены несколько тематических областей, соответственно каждой области была подобрана художественная литература, рекомендованная для дошкольников 4-5 лет, которую мы разделили на две группы про мальчиков (мужчин) и про девочек (женщин). Такое разделение дает возможность в течении года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли. Выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня детей, добавляя или убирая те или иные произведения.
Таким образом, художественная литература может выступить средством гендерного воспитания дошкольников и способствовать освоению навыков полоролевого поведения.
Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников 4-5 лет.
Тема Художественная литература
Про мальчиков (мужчин) Про девочек
(женщин)
«Детство» («Мальчишки и девчонки») Н. Носов «Живая шляпа»,
М. Зощенко «Показательный ребенок»,
Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке»
А. Усачев «Солидная дама»
«Неправильные поступки» В. Драгунский «Тайное становится явным»,
Н. Носов «Мишкина каша» Л. Пантелеев «На море»
Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало»
Ш. Перро «Красная шапочка»
Русская народная сказка «Привередница»
«Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины» Русские народные сказки «Жихарка», «Мужик и медведь»,
Г_Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
В. Осеева «Волшебная иголочка»
«Мужской и женский труд» С. Михалков «Три поросенка»,
Русская народная сказка «Чудесные лапоточки» Русская народная сказка «Снегурочка»,
Ю. Тувим «Овощи»
«Семья – союз мужчины и женщины» Русская народная сказка «Журавль и цапля»
А. Плещеев «Зимний вечер»
«Мальчики и девочки – будущее мамы и папы» А. К. Вестли «Аврора из корпуса «Ц»».
С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Кукушка», «Ты на свете лучше всех»
А. Плещеев «В бурю»