Ирина Лукина
Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу
«Испокон века книга растит человека» - русский народный фольклор
Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература, ведь она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт образцы русского литературного языка.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В нашем детском саду ведётся систематическая работа с дошкольниками по нравственному воспитанию, целью которой является научить ребёнка основам культуры по отношению к самому себе, людям, природе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Для формирования нравственного воспитания я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для эффективной работы я определила ряд задач:
- Воспитание у детей нравственных качеств : любовь и уважение к родителям, бережного отношения к миру природы и её обитателям, терпение, милосердие, трудолюбие, умение уступать друг другу и принимать помощь с благодарностью.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, обогащению словаря и развитию связной речи;
- Формировать у детей умение отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- Развивать у детей читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.
Знакомя детей с произведениями детской художественной литературы, я большое внимание уделяю критериям отбора книг для чтения:
- высокий художественный уровень, литературная ценность;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным особенностям детей;
- занимательность сюжета, простота и ясность композиции.
Работая над темой: «Социально – нравственное воспитание посредством художественной литературы», я использую такие формы работы как:
- Чтение и беседа о содержании художественных произведений;
- Драматизация сказок;
- Игра – инсценировка;
- Проигрывание ситуаций;
- Театрализация;
- Выставки книг, творческих работ, рисунков по содержанию художественных произведений.
- Праздники и развлечения.
Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку. Важная роль отводится воспитателю, и я помогаю детям осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей : товарищества, честности, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе. К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении, выражать свое отношение к ним (кто нравится и почему) и как нужно поступать в тех или иных ситуациях.
Роль русских народных сказок в воспитании детей, становлении их духовного и нравственного мира неоценима. Знакомя детей со сказкой, раскрываются такие понятия, как добро и зло, честь и достоинство, затрагиваются морально – этические стороны жизни. Чтение русских народных сказок я сопровождаю показом иллюстраций художников. Это позволяет лучше понять смысл произведения, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывает у малыша удовольствие и радость.
Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала игры-инсценировки, обыгрывание ситуаций, игры - драматизации. Так, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.
В социально – нравственном воспитании большая роль отводится не только дошкольному учреждению, но и семье. Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Самые близкие люди в жизни ребёнка – это родители. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные ценности, созданные нашими предками, что в первую очередь, именно родители – главные ответственные за воспитание своих чад. Таким образом, нравственное воспитание должно охватывать всех: и родителей, и детей, и педагогов. Семья и детский сад – два важных института в становлении личности ребёнка, которые сформирует гармонично развитого человека. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании ребёнка посредством художественной литературы осуществляется через совместные развлечения «Страна Потешек», участие в конкурсе «Зимняя сказка», оформление выставок «Колобок в гостях у ребят, изготовление поделок на тему: «Путешествие по сказкам». Мною были проведены консультации для родителей на темы: «Истоки доброты» «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Посеем в детских душах доброту».
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является важным средством в нравственном воспитании дошкольников.