Майер Ольга
Отчет по теме самообразования «Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2) «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В. А. Сухомлинский.
Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Поэтому одна из основных целей моей работы (Слайд 3) это нравственное воспитание детей посредством прочтения и анализа детской художественной литературы, а именно воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Планируя работу по «Нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу ставила перед собой следующие задачи: (Слайд 4)
1. Воспитательные
1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
2. Приобщить детей к истокам народной культуры.
3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
4. Способствовать формированию нравственных качеств : отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
2. Развивающие.
1. Содействовать развитию речи детей.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
3. Обучающие.
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Знакомить детей с художественной литературой.
3. Расширять представления об окружающем мире.
4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
С целью выявления уровня знаний детей о нравственном поведении, в начале учебного года мной была проведена педагогическую диагностику детей по всем образовательным областям, особое внимание уделила к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мною была выбрана методика Космачевой Натальи Владимировны, которая представляет собой описание показателей и критериев формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Когнитивный уровень выявляется путем проведения беседы с детьми о таких ценностях, как доброта - злоба, честность -лживость, справедливость, жадность, щедрость, трудолюбие - лень. Эмотивный и поведенческий уровни выявляются путем целенаправленного наблюдения за эмоциональными и поведенческими проявлениями детей. По итогам педагогической диагностики (Слайд 5) детей на начало учебного года 23,8% детей имеют высокий уровень знаний, 61,90% средний уровень, 14,30% детей низкий уровень. Исходя из этого, наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: (Слайд 6) системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В течение года знакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы : рассказывала сказки, показывала настольные кукольные театры, читала книги с иллюстрациями. (Слайд 7 фото) Формировала у детей умение воспринимать литературное произведение, развивала умения анализировать произведение, выделять и характеризировать его героев, давать нравственную оценку их поступкам.
(Слайд 8 фото) Важнейшими методами в данной работе, я считаю использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера.
Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и т. п. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо. (Слайд 9 фото).
Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям».
Я широко использую примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований: приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него. При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев. Например, вовремя беседы детьми после прослушивания литературного произведения Артюховой «Трудный вечер», я обратила внимание не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботливость, а обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», мы сделали вывод, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика, и что делая добро другому человеку, сам становишься счастливее
Так же я включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества. (Слайд 10 фото).
В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения такие игры и упражнения как: (слайд 11).
- направленные на развитие способностей детей познать себя и других людей («Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т. п.);
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Мы артисты», «Маски» и т. п.);
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай, кто я», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т. п.);
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Молчанка», «Подари цветок», игра интонациями и т. п.);
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть» и т. п.).
Использую воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.
. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей : товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др.
С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы: (Слайд 11).
- анкетирование «Нравственное воспитание дошкольников»;
- групповое собрание;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ»;
- выставки книг;
- провела открытое занятие с участием родителей;
- папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»;
- полезные советы;
В течение года мной были проведены индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед я убеждала родителей в необходимости больше общаться с детьми, разговаривать, читать сказки, разучивать стихотворения, т. е. больше внимания уделять своим детям.
Данная работа дала положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка.
С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.
Вывод
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень детей. (слайд 12 график). На конец учебного года 71,40% детей имеют высокий уровень освоения программы, 28,60 % - средний уровень, детей с низким уровнем нет.
К концу года дети умеют определить основных героев произведения, охарактеризовать их, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему, дать нравственную оценку их поступкам, рассказать как бы они поступили в данной ситуации. (слайд 13 желаю творческих успехов).
Заключение:
Подводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников