Алена Увакина
Экологический проект в первой младшей группе «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЙ ЛУЧОК ДЛЯ КОЛОБКА»
Проект реализуется в первой младшей группе, с детьми 2-3 лет.
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.
Публикация «Экологический проект в первой младшей группе „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предпосылка: привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Вид проекта : познавательно – практический, среднесрочный.
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Участники проекта : Воспитатель, воспитанники, родители.
Описание предметно – развивающего пространства: – групповое помещение I младшей группы, посуда для посадки лука, луковицы, почва, индивидуальные стаканчики, опилки, лейка для полива, линейка для измерения, листы и фломастеры для зарисовок.
Цели:
- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
- Научить с помощью воспитателя сажать лук;
- Поливать растения под руководством воспитателя;
- Дать представления о выращивании растений из луковиц;
- Наблюдение за всходами лука;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
- Формировать у детей познавательный интерес к луку;
- Организация художественно – продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;
- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с почвой и водой;
- формировать элементарные представления о правильных способах вза-имодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им вред;
- продолжать работать по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- формировать умение (побуждать) включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. ;
- формировать умения называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. ;
- формировать представления о пространственных соотношениях;
- побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек;
- формировать привычки убирать игрушки на место по окончании игры;
- формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;
- формировать умения называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны; сравнивать знакомые, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования;
- формировать умение узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (3-4 вида, и их детенышей и называть их;
- формировать умение различать по внешнему виду овощи и фрукты;
- формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного со-провождения;
- приобщение детей к рассматриванию рисунков в книгах;
- привлекать внимание детей к характеру игрушек (веселый, забавный и др., их форме, цвету.
Воспитывающие:
- воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. ;
- воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;
- воспитывать интерес к труду взрослых. Расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых. Привлечение их внимания на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия;
- поощрять желания помогать взрослым;
- привлекать внимание детей в помещении и на участке к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает);
- воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них.
Развивающие:
- развивать логическое мышление и зрительную память. Совершенствовать навыки диалогической речи;
- формировать начальные навыки ролевого поведения; умения связывать сюжетные действия с ролью;
- развитие интереса (побуждать) к играм-действиям со звуками (живой и нет живой природы, к подражанию движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий;
- развивать интерес к растительному миру;
- развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;
- поощрение употребления усвоенных слов в самостоятельной речи.
- развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
- развитие эстетического восприятия окружающих предметов;
- развитие интереса к действиям с карандашами, кистью, красками, пластилином;
- формирование умения различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные. Подведение детей к рисованию предметов округлой формы;
- развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: пластилином;
- формирование умения аккуратно пользоваться материалами;
- формирование представления о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят;
- развитие умения отвечать на вопросы по содержанию картинок;
- развитие интереса детей к окружающему;
- вызвать у детей интерес к луку через стихи, загадки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
Активизация словаря: лук, земля, вода, солнце, пенек, колобок, сказка, трава, животные, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.
Работа над проектом с родителями :
- привлечь родителей к организации и реализации проекта;
- обсуждение темы проекта;
- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.
Работа над проектом с детьми :
Познавательно – исследовательская деятельность (НОД) :
- рассматривание луковиц (понятия большая- маленькая; одна--много);
- наблюдение за посадкой, первыми всходами;
Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы);
Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);
Продуктивная деятельность:
- лепка «Волшебный лучок»;
- раскрашивание лука;
- рисование лука.
Работа с педагогами:
Обобщение опыта работы по теме «Огород на подоконнике».
Предполагаемый результат:
№ п/п Мероприятия Цели Ответственные Сроки реализации
1 этап - подготовительный
1. Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования Воспитатель 1 неделя
2 Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности Воспитатель 1 неделя
3. Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике» Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатель, родители 1 неделя
4. 4.1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала о луке (энциклопедии, дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике» Воспитатель, родители. 1 неделя.
4.2. Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления
5. Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатель 1 неделя
6. Ознакомление с фотоматериалом по огороду детского сада. Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему «Огород на подоконнике» Воспитатель, дети, родители. 1 неделя
2 этап - основной
1. Рассматривание иллюстрации о луке, беседы с детьми. Вызвать интерес к луку, желание заботиться о нем, углубить и расширить знания о луке. Воспитатель 2 неделя
2. Составление плана- схемы огорода. Определение правильного места для каждого элемента «Огорода на подоконнике», вызывать желание создать «огород». Воспитатель, дети. 2 неделя
3. НОД - Занятие по сказке «Репка» (д/и большой-маленький) Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький и др. Воспитатель 2 неделя
4. НОД: занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок»
Напомнить детям содержание сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»; развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм; учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову, детской картинке. воспитатель 3,4 неделя
5. НОД: занятие по
формированию целостной картины мира, расширение кругозора
«Колобок идет трудиться». Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. воспитатель 3 неделя
6. НОД: занятие по «Художественному творчеству» (раскрашивание «Раскрасим лучок». Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет карандашей (зеленый и желтые цвета, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные). воспитатель 3 неделя
7. НОД: занятие по ознакомлению с художественной литературой Рассказывание русской народной сказки "Колобок"» Учить внимательно, слушать литературное произведение, чтение которого сопровождается показом. воспитатель 4 неделя
8. НОД: Конспект занятия по сенсорному развитию (дидактическая игра)«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОК КОЛОБКА». Обогащение чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
развитие внимания и памяти; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки; учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет, отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. воспитатель 4 неделя
9. НОД – посадка лука ««Волшебный лучок для Колобка». Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить с помощью воспитателя сажать лук. Поливать растения под руководством воспитателя. Дать представления о выращивании растений из луковиц. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Воспитатель, дети 4 неделя
10. НОД: занятие по «Художественному творчеству»
(лепка «Забавный лучок»). Развитие умения отламывать комочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять один концы палочки, плотно прижимая их друг к другу.
Формирование умения раскатывать комочек пластилина круговыми движе-ниями ладоней для изображения предметов круглой формы. Развитие умения соединять две вылепленные формы в один предмет. Воспитатель, дети 4 неделя
11. НОД: занятие по «Художественному творчеству» (рисование «Рисуем волшебный лучок для Колобка». Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет краски (зеленый, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные, Подведение детей к рисованию предметов округлой формы. Воспитатель, дети 4 неделя
3 этап - заключительный
1. Подведение итогов Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей. Воспитатель, дети 5 неделя
4 Этап - презентационный:
1. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта. - Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике» Обобщение опыта работы Воспитатель, дети, родители 5 неделя
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы проекта :
1 Этап – подготовительный:
1. Создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;
2. Изучение методических пособий и литературы по теме;
3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);
4. Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике»;
5. Составление перспективного плана мероприятий.
2 Этап – основной:
1. НОД;
2. Беседы;
3. Рассматривание картин, иллюстраций;
4. Чтение художественной литературы;
5. Дидактические игры;
6. Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование, раскрашивание).
3 Этап – заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
4 Этап - презентационный:
- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
- Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».
Этапы реализации проекта.
План реализации проекта :
1 ЭТАП– подготовительный.
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке. Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
Необходимое оборудование: контейнеры, земля, удобрения, лук.
Разбивка огорода на подоконнике. Принимали участия дети и воспитатель.
2 ЭТАП – исследовательский: дети участвовали в посадке лука.
Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о луке: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводилась непосредственная образовательная деятельность, дидактические игры, беседы.
Художественное творчество (лепка, рисование, раскрашивание).
3 ЭТАП - заключительный
- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
- Выставка детских рисунков, раскрасок, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
-Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике»
Подведение итогов реализации проекта.