Солодовникова Светлана Алексеевна
Экологический проект в старшей группе «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы сажали огород»
Проект реализуется с детьми 5- 6лет.
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.
Предпосылка: привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Вид проекта : познавательно – практический.
Продолжительность проекта : долгосрочный 1 месяц
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проблемы: Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает прямо у нас на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.
Проектная идея : создать в группе огород на подоконнике.
Участники проекта : Воспитатель, воспитанники, родители.
Цель проекта : обеспеченье условий для расширения представлений об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность в мини-огороде на подоконнике.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о росте культурных растений.
2. Формировать умение выращивать рассаду овощных культурных растений, сажать ее, сеять семена овощей, цветов, посадить баклажаны, лук.
3. Вести наблюдение, отображать в календаре наблюдений за ростом растений. 4. Обобщать знание детей, о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
5. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. 6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей.
Гипотеза: если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательной деятельности, через увлекательные атрибуты, то ребенок будет демонстрировать активное развитие сообразительности, творческих способностей, дружеских чувств и представлений об окружающем мире.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Этапы работы над проектом :
1 Этап – подготовительный:
1. Создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;
2. Изучение методических пособий и литературы по теме;
3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);
4. Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике»;
5. Составление перспективного плана мероприятий.
2 этап – исследовательский.
1. Дети рассматривали луковицы, семена баклажанов, цветов (ноготков, бархатцев). Провели беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей».
2. Дети проводили опыты, эксперименты: «Условия необходимые для роста растений», «Развитие, рост растений».
Беседа – исследование «Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая). Материал и оборудование: земля в контейнерах.
Опыт - эксперимент «Вода – растение».
Цель: выявить, необходима ли вода для роста растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, другой не поливают).
Опыт – эксперимент «Солнце – лучок».
Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, а другой поместили в шкаф).
Опыт – эксперимент «Человек и растение».
Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.
Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место).
3. Дети участвовали в посадке семян растений – баклажанов; сеяли семена цветов (ноготки, бархатцы); сажали лук.
4. Устанавливали взаимосвязи: семя – вода – свет - тепло – росток; растение – земля – вода – свет – тепло; растение – человек.
5. Результаты экспериментов, наблюдений фиксировали в календаре наблюдений.
6. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: загадки, стихи, поговорки. Рассматривали иллюстрации, картинки. Проводились дидактические игры «Узнай на вкус», «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию».
7. Сбор оборудования для ухода за растениями.
8. Дети вместе с родителями изготовили книжки-малышки с загадками и сказками про баклажаны
3 Этап – заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
План реализации проекта.
Подготовительный этап
1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Разбивка огорода на подоконнике.
2. Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Исследовательский этап
1. Рассматривание семян (баклажанов и цветов, посадка семян и рассады. Опытно- экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
2. Занятия с детьми: «В мире растений», «Раскрасим лучок», «Волшебный лучок», «Забавный лучок».
3. Проведение дидактических игр «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Четвертый лишний».
4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
6. Беседы «Огород на подоконнике» .
Перспективный план методической работы по проекту
«Огород на подоконнике».
№ п/п Мероприятия Цели Ответственные
1 этап – подготовительный
1. Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования. Воспитатель
2.
Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности.
Воспитатель
3. Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления Воспитатель
4. Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике»
«Уход за комнатными растениями в Детском саду» Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатель, родители
5. Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатель
2 этап – исследовательский.
6. Рассматривание иллюстрации о растениях.
Беседа на тему: «Почва и вода» Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углубить и расширить знания о растениях. Воспитатель
7. НОД – В мире растений». Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький и др Воспитатель
8. НОД: занятие по Художественному творчеству «Веселый огород». Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет карандашей (зеленый и желтые цвета, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные). Воспитатель
9. Проведение дидактических игр «Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Четвертый лишний» Обогащение чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; развитие внимания и памяти; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки; учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет, отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. Воспитатель
10. НОД – посадка лука «Волшебный лучок». Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности. Научить с помощью воспитателя сажать лук. Поливать растения под руководством воспитателя. Дать представления о выращивании растений из луковиц. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Воспитатель
11. НОД: занятие по Художественному творчеству рисование «Забавный лучок» Развитие умения отламывать комочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять один концы палочки, плотно прижимая их друг к другу. Формирование умения раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы. Развитие умения соединять две вылепленные формы в один предмет. Воспитатель
3 этап – заключительный
12. Подведение итогов Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей. Воспитатель
13. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта Обобщение опыта работы. Воспитатель, дети, родители
14. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о растениях.
Разбивка огорода на подоконнике. Воспитатель, дети, родители
Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
Список используемой литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
2. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
4. Сигимова М. Н. Познание мира растений.
Результат: во время работы над проектом мы собрали стихи, загадки, поговорки, рассказы, сказки про овощи. Приобрели необходимые атрибуты для посадки: контейнеры, землю, семена.
Проводили исследования: «Какая земля» - закрепили свойства земли. «Вода» - выяснили, что вода необходима для роста растений. «Солнце» - определили роль солнца в жизни растений. «Человек» - выяснить насколько растения нуждаются в уходе человека.
На 1 этапе: мы организовали огород на подоконнике. Посадили: лук, салат, томаты, огурец, овес, газонную траву. Разучили стихи, сочиняли сказки про овощи, подбирали пословицы о труде, загадывали друг другу загадки.
На 2 этапе: мы наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводили занятия, дидактические игры, беседы.
На 3 этапе: подводили итоги, собирали урожай.
Работа с родителями: родители принимали активное участие в работе над проектом. Помогли приобрести атрибуты.